Шестого июля 1895 года в Ростове-на-Дону родилась будущая прима-балерина Ольга Спесивцева. Вся её длинная 96-летняя жизнь была наполнена легендами. О том, почему дива боялась мужа, чего добилась для советских театров и как оказалась в американской психушке, узнал Rostov.aif.ru.
Взяла лучшее от родителей
О семье будущей мировой звезды известно немного. Отец Ольги Александр Романович Спесивцев был провинциальным театральным актёром и очень хорошо пел. При этом мать Устинья Марковна была малограмотной женщиной, но современники выделяли её красоту и считали чуть ли не самой красивой женщиной в городе. По сути, прима вобрала в себя лучшее от своих родителей...
"Сложно точно определить, где жила семья Спесивцевых в Ростове, но я слышал версию, что их дом был на пересечении Пушкинской и Соборного, — рассказал Rostov.aif.ru писатель, краевед Михаил Малышев. — Известно, что её отец пел в церковном хоре. На месте этой церкви сейчас, судя по всему, стоит профессорский дом (был построен специально для преподавателей ростовского университета в середине 1930-х годов — прим.ред.). Скорее всего, она гуляла в городском саду, видела Таганрогский проспект — нынешний Будённовский, и могла видеть оба главных ростовских театра — Мошонкиных и Асмоловский театр (на месте одного построили цирк, а на месте другого сейчас магазины — прим.ред.)».Когда маленькой Оле было шесть лет, в семье произошла трагедия — её отец умер от туберкулёза. Устинья Марковна поняла, что не вытянет одна большую семью, в которой было пятеро детей. Троих старших, в том числе Олю, женщина устроила на полное содержание в петербургский приют для детей-сирот.
«Любопытно, что отправляет она их именно туда, а не к своей свекрови, которая жила в Курской губернии», — отметил Михаил Малышев.
В Императорском театральном училище Ольга училась в балетном классе К. М. Куличевской. Уже на выпускном спектакле Спесивцева показала себя талантливой классической балериной. Позже все три ребёнка — Ольга, Анатолий и Зинаида — поступили в Мариинский театр и служили артистами балета.
Выступала по всему миру
Впечатлившись даром юной балерины, артист балета и хореограф Михаил Фокин пригласил ростовчанку поработать с ним в США. Но тогда на будущую звезду оказывал влияние литературный и балетный критик Аким Волынский — первый гражданский муж актрисы был сторонником классического балета и отметал новшества и балетные реформы. Из-за этого Ольга Спесивцева поначалу отказалась от сотрудничества с США. Но спустя год заокеанские зрители уже рукоплескали ей — она гастролировала с «Русским балетом Дягилева». Поскольку фамилия ростовчанки была сложна в произношении для тамошнего зрителя, на афишах писали «Спесива». Развитие было и на родине: в 1918 году Спесивцева стала уже ведущей танцовщицей, а с 1920 — примой-балериной Мариинского театра.
После прихода большевиков к власти актриса приняла новую власть, а вот с тогдашним с Акимом Волынским ей пришлось расстаться. Новым покровителем звезды, а впоследствии и мужем, стал работник Петросовета Борис Каплун.
«Благодаря предложению Каплуна советские театры начали отапливать, — уточняет Михаил Малышев, — И всё благодаря Спесивцевой: в одном из её дневников была запись, где она упоминала, что как только перестаёт танцевать, от артистов валит пар».
Нового мужа Ольга побаивалась — ей казалось, что он следит за ней, замышляет убийство. Тем не менее, он помог ростовчанке в 1924 году вместе с матерью эмигрировать якобы на лечение в Италию, но балерина осталась во Франции, где в 1924-1932 годах выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашённой балериной парижской Оперы.
Тогда же она сопровождала в поездке по Европе замдиректора «Севзапкино» Альберта Сливкина — паре приписывали романтическую связь... На гастролях 1927 года в Италии танцевала «Жар-птицу», «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». А Джордж Баланчин специально для россиянки поставил балет «Кошка» на музыку Анри Соге. Позже была работа в других уголках земного шара — в Аргентине и в Австралии.
В 1930-е годы звезда выходит замуж за русско-французского танцовщика и педагога Бориса Князева, с которым вместе пытается открыть балетную школу, но вскоре пара расстаётся...
Не могла доказать, что балерина
Напряжённая жизнь и неопределённости приводят Ольгу Спесивцеву в отчаяние и подрывают психическое здоровье. В 1939 году она уезжает из Парижа в США, а ещё через пару лет у неё проявляются симптомы психиатрического заболевания. В 1943 году балерина даже теряет память и прекращает свою карьеру. По другой версии, всему виной попытка вжиться в роль главной героини балета «Жизель» — девушки, которая сошла с ума.
«По легенде Спесивцева решает понять, как ведут себя сумасшедшие, и отправляется по психиатрическим лечебницам, наблюдает за обитателями и их повадками, — пояснил Михаил Малышев. — И это стало причиной того, что она и сама сошла с ума. Однажды на гастролях Спесивцева не выходит на сцену, её начинают искать и находят в невменяемом состоянии. С этого момента её карьера катится в закат».
20 лет подряд ростовчанка провела в американской психиатрической лечебнице. На уровне легенд утверждалось, что она объясняла психиатрам, что была известной примой-балериной, а врачи думали, что у неё мания величия.Трагичность ситуации была в том, что когда женщина вылечилась, вернуться к любимой сцене уже не смогла из-за возраста...
Сделала учебник для балерин
В 1960-е годы через свою сестру Зину, с которой сохранилась связь, прима вела переговоры о том, чтобы ей разрешили вернуться в СССР. Но по какой-то весьма загадочной причине балерина, которая приняла советскую власть, получала отказы на свои просьбы.
Свои последние годы бывшая прима мировых театров провела в пансионе Толстовского фонда, созданного дочерью Льва Толстого Александрой недалеко от Нью-Йорка. Фактически такая жизнь означала полное забвение для неё как для звезды.
«Это было место для эмигрантов, но сама Спесивцева описывала его как просторную симпатичную ферму с большим открытым пространством», — отмечает Михаил Малышев.
Через полгода, как балерина попала в пансионат, она начала работать над книгой «Техника балетного артиста» — фактически руководства для балерин с фотографиями. Работа над пособием началась ещё во время жизни в Париже, однако рукописи были утеряны во время немецкой оккупации...
Книга была издана в Лондоне в 1967 году, причём написана она была частично на русском, а частично — на французском языках.
Умерла прима в 1991 году под Нью-Йорком. Её похоронили на русском кладбище в Ново-Дивееве. Через шесть лет Борис Эйфман поставил на сцене Александринского театра балет о Спесивцевой — «Красная Жизель».
«Спесивцева в позднем возрасте вела дневники, но полностью они так и не были опубликованы — всплывают только какие-то фрагменты и детали, связанные с балетом, — рассказал Михаил Малышев. — Несомненно, её жизнь достойна более глубокого изучения, но пока, к сожалению, публичны в основном её красивые блистательные фотографии, а не записи из её дневников».
В 2018 году память о балерине увековечили на её родине, в Ростове-на-Дону. С этого времени в Музыкальном театре ежегодно проводится Международный фестиваль балета имени Ольги Спесивцевой.