21 октября легендарному артисту Михаилу Бушнову исполнилось бы сто лет. К этой дате в Ростовском областном музее краеведения открылась выставка «Моя жизнь — театр». В экспозиции собраны уникальные экспонаты: театральные и личные вещи, письма, телеграммы, реликвии военного времени, которые музею предоставила семья народного артиста.
На открытии было сказано немало тёплых слов, которые можно уместить в одно предложение: Михаил Бушнов прожил очень насыщенную интересную жизнь. В ней были две молодости: первая — военная, вторая — студенческая, театральная. В ней было бесчисленное количество ролей, творческих находок, побед и главное — много любви.
К знаменательной дате rostov.aif.ru собрал несколько воспоминаний самого Михаила Ильича и людей, которым довелось пообщаться с артистом при жизни.
Ростов — большой и семейный
Михаил Бушнов, из воспоминаний о Ростове: «...Я видел сотни городов, в том числе и очень красивых. Но только один раз сказал себе: „Если бы не Ростов, вот здесь, пожалуй, я мог бы жить“. Слишком велик город — плохо, слишком мал — тоже плохо. А Ростов и большой, и... семейный, что ли.
Мне казалось, в Питере, рядом со всей этой красотой, величием и люди должны быть другими. Чище душой... Нет, публика не соответствует городу. В ростовской архитектуре всё намешано: рококо, модерн, эклектика. И есть некое соответствие зданий и населения.
Все обращают внимание на красоту наших девушек. А сколько у нас красивых ребят?! А как по-своему красивы пожилые люди. Хочется, чтобы город был изящным — под стать горожанам. Они имеют право на красоту.
Я помню времена, когда набережной как таковой не было: угольные склады. Хорошее дело сделали — начали поворачивать город к Дону, но ведь до конца не довели. Больно и стыдно видеть, во что превращается река: с судов сливают мазут, с прогулочных катеров выбрасывают мусор...
Не удивлю вас, признавшись в любви к Пушкинскому бульвару. Хорошо бы здесь высадить какие-нибудь редкие деревья, цветы. И кафе, киоски должны быть не какие попало, а интересные, украшающие бульвар. Бетонные плиты — в ужасном состоянии, дамские каблуки вечно попадают в щели — хоть выбрасывай туфельки.
А вообще-то, на прогулки по любимым местам у меня времени, увы, нет: театр — дом, дом — театр. После спектакля пройдусь иногда по Большой Садовой. Странно, в мою молодость на Садовой и в одиннадцать вечера кипела жизнь, гремел оркестр в гостинице „Московской“, а сейчас после девяти, кажется, всё замирает. К юбилею Ростова главная улица заиграла, стали видны чудесные архитектурные детали. Одно удовольствие шагать по плиточному тротуару. А рядом, иногда буквально за углом — ужас: обшарпанные фасады, веет разрухой, запустением... Так хочется верить, что вскоре всё изменится!»
Ленина везу
Владимир Добрицкий, журналист: «Его часто можно было увидеть прогуливающимся по Пушкинской, а раньше, когда здоровье позволяло, он на велосипеде приезжал на набережную порыбачить. Я всегда здоровался с ним, останавливался, говорил, что моя жена (его ученица) передаёт привет. В театре в последнее время ему трудно было передвигаться по сцене (нога подводила), рассказывают, что он, нет-нет, да и забывал текст, но неизменно, когда появлялся на сцене, зал оглушали аплодисменты.
Не знаю до сих пор, байка это или нет. Я слышал её не от Михаила Ильича лично, так что судить о достоверности не могу. Но история мне тогда понравилась. В новочеркасском театре играли спектакль, где была и роль Ленина. Новочеркассцы обратились к своим ростовским коллегам за помощью: стоит ли вводить на небольшую роль вождя отдельного актёра, если этот образ отлично обыгран таким прекрасным исполнителем как Бушнов? Гримировался Михаил Ильич в своей ростовской гримёрной, и театральный „рафик“ вёз актёра в Новочеркасск на спектакль уже в образе. Однажды на трассе водитель превысил скорость, и микроавтобус был остановлен инспектором ГАИ. Тот проверил у водителя документы и спросил, кто у тебя там в салоне?
— Ленина везу, — простодушно ответил водитель.
Как известно, шутить с представителями власти иногда небезопасно. Страж порядка воспринял такой ответ как издёвку и начал отчитывать должника. А время-то идёт! Бушнов (в гриме Ленина) решительно распахивает дверь микроавтобуса и голосом вождя спрашивает: „У нас всё в поядке, товаищь? Мы можем ехать дальше?“
Надо ли говорить, что инспектор отпустил нарушителей. На спектакль тогда всё-таки успели».
В трусах по Энгельса
Виктор Борзенко, театральный журналист: «О его ростовской юности можно писать романы. Народный артист СССР, выходец из народа, он рассказывал о себе так: „Я был обычным уличным пацаном — футбол, чилика, гайданы. С той поры подружился с Вовой Гречко, мы жили на одной улице (Владимир Гречко — герой-разведчик, участник Парада Победы — прим. ред.). Я был бардом, так сказать, одной шайки. Пел им под гитару. Мой репертуар — десятка два душещипательных песен... Конкурирующая шпана из зависти однажды заперла меня в подвале...
С тех пор шпану и карманников угадываю с первого взгляда. В троллейбусе сразу распознаю: глаза сосредоточенные, всё внимание на то, что у пассажира в руках. Были случаи, когда в самый ответственный момент я всё портил. Толкнёшь его, вроде, случайно: какая, мол, следующая остановка? Так я упражнялся в актёрском мастерстве“.Актёр он был прирождённый. Владимир Гречко рассказывал, как в 1930-е годы они, будучи с Михаилом подростками, пошли купаться на левый берег. Скинули одежду, а когда вернулись на пляж, оказалось, что их рубашки и брюки кто-то стащил.
— Мы остались в одних трусах. И возвращаться в таком виде домой было невозможно: в те времена на Энгельса стояли постовые, а появление в центре города не то что в трусах, а в шортах воспринималось как антиобщественный поступок. Но деваться было некуда. Миша с видом бывалого марафонца побежал по проезжей части домой. И для большей убедительности выкрикивал: „Салют от общества „Динамо“!“ Никто его не остановил, — рассказывал Владимир».
Жизнь измерял Победами
Михаил Бушнов, из воспоминаний о Дне Победы: «День Победы должен исходить не от правительства, а от души народной. Но так как остаются только ветеранские души, которые потеряли силу свою, чтобы гореть красными гвоздиками, эти гвоздики надо обновлять. И праздник 9 Мая даёт нам смену душевных гвоздик. Он даёт нам право вновь расцветать памятью. Только я хочу, чтобы эта память была живая — как аппарат, к которому подключился и зарядился. Это аккумулятор, жизненный аккумулятор...
Михаил Бушнов 69 раз встретил День Победы. Ушёл к своим друзьям-фронтовикам он 12 июня 2014 года. Его коллега, народная артистка Татьяна Шкрабак вспоминает, что незадолго до смерти он ей позвонил: говорил, будто нашёл хороший материал, который они могут сыграть. И она ответила: «Обязательно сыграем».
Ему тогда было 90 лет.
Справка
Михаил Бушнов родился в 1923 г. в Ростове. Вся жизнь Михаила Ильича была связана с театром. Он — лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Окончив в 1951 году Московское театральное училище им. Б. Щукина, Михаил Ильич работал в Ростовском театре комедии, в Ростовском молодёжном театре драмы им. Ленинского комсомола, а в 1962 году Бушнов был приглашён в Ростовский драматический театр им. М. Горького, где проработал более полувека. За эти годы актёром создано более 200 ролей в спектаклях классического и современного репертуара.
С 1961 года Михаил Ильич вёл педагогическую работу. В числе его учеников — А. Кайдановский, Н. Сорокин, Г. Стародубцева, А. Олешня, С. Лозовенко и другие. Его бывшие ученики составляют основу труппы театра им. М. Горького. С 1963 года М.И. Бушнов в течение многих лет руководил Ростовским отделением Союза театральных деятелей России.