В 2019 году Платов стал одним из четырёх 30 крупнейших аэропортов России, где снизился пассажиропоток. В причинах разбирался «АиФ на Дону».
Дело в ЧМ-2018?
Донской авиагаванью в прошлом году воспользовалось 3,06 млн человек - на 5,4 % меньше, чем в 2018 году. Представители Платова связывают это с ЧМ-2018.
«Дополнительный трафик в прошлом году дал ЧМ-2018 – примерно 150 тысяч пассажиров. Сейчас рынок «успокоился» и пришел в своё естественное состояние», – считает гендиректор Платова Александр Серов.
Но по итогам 2019 года подавляющее число аэропортов в городах, где проходил Мундиаль, показали рост: все московские в сумме 9%, питерский 8,1%, Сочи 6,7%, Екатеринбург 4,3%, Казань 10,5%, Калининград 10,3%, Волгоград 5,6%. Как и в донской столице, пассажиропоток упал в Самаре и Нижнем Новгороде, на 2,4% и 1% соответственно. Примечательно, что ими, как и ростовской аэрогаванью, управляет компания «Аэропорты регионов».
Спад на 0,7% есть и в Красноярске. А вот в соседнем Краснодаре пассажиров стало больше на 11,3 %. Таким образом, именно Платов показал наибольшее падение числа пассажиров в 2019 году среди 30 крупнейших авиагаваней России на фоне почти повсеместного роста. Да и спад по сравнению с 2018 годом составил больше 150 тысяч «чемпионатных» пассажиров.
Высокие тарифы
По мнению донского губернатора Василия Голубева, проблема в тарифной политике управляющей компании.
- Какие есть причины? Цена обслуживания самолётов, - отметил глава региона. - Мы помогаем «Азимуту», но других субсидировать не можем. Мы поставили этот вопрос перед аэропортом: мы субсидируем, а вы держите высокую цену. Мы продолжим эту работу, иначе потенциальные возможности аэропорта не будут использоваться в полной мере.
С губернатором согласен и транспортный редактор портала Travel.ru Юрий Плохотниченко.
- Высокие тарифы на обслуживание ростовского аэропорта сделали невыгодными полеты для многих авиакомпаний. В результате некоторые перевозчики за год практически полностью покинули Ростов, а часть оставшихся сильно сократили число рейсов, - считает эксперт. - К сожалению, у нас практически любой крупный региональный аэропорт - монополист, а потому в любом случае будет иметь серьезную прибыль, независимо от того, растет число пассажиров или падает. Возможно, областным властям стоит попробовать подтолкнуть аэропорт к пересмотру тарифов, поскольку регион многое теряет от нынешней ситуации.
Сборы аэропорта в итоге сказываются на конечной цене на билеты. К примеру, улететь из Краснодара в Москву в феврале-апреле 2020 года «Аэрофлотом» можно от 3636 рублей, а из Ростова - от 7190 рублей, S7 - от 2592 и 5011 соответственно, более дешевой «Победой» - от 1999 и 2300 рублей. Разница по стоимости перелётов в популярный для пересадок Стамбул может вообще достигать нескольких тысяч рублей. Да и зарубежных направлений из столицы Кубани сейчас больше. Добраться туда можно за 3,5 часа, а дорога в Платов занимает час.
Проблемы с доступностью
По мнению эксперта, до сих пор не решена проблема и с доступностью аэропорта.
- Важно наладить частое, пусть даже дотируемое, автобусное сообщение аэропорта с крупными городами области - Шахтами, Таганрогом, Новошахтинском и Каменск-Шахтинском, - отметил Юрий Плохотниченко.
Ранее «АиФ на Дону» уже поднимал этот вопрос. Стабильное сообщение с Платовом есть лишь у Ростова (круглосуточно) и Новочеркасска (днём). Из остальных городов добраться в авиагавань не так просто. Обещанный к запуску в ноябре 2019 года маршрут, который соединил бы Шахты, Платов и Таганрог, так и не начал работу.
28 января стало известно, что перелёты в аэропорт Платов прекращает авиакомпания «Победа». Источник ИА «РИА Новости» назвал причиной резкое увеличение цен на наземное обслуживание.