Прошли безмятежные летние дни и начались школьные будни. Теперь тихие семейные вечера превратились в ад: папа нервно глотает валерьянку, а то и что-то покрепче. Мама склонилась над учебниками. Зарёванное чадо забилось в угол. На часах – 22:00. Помимо уроков ребёнок в современной школе должен посещать ещё массу разных кружков, активно принимать участие в жизни класса: петь, плясать, мастерить поделки ко всем праздникам. А в итоге – подготовка домашнего задания до глубокой ночи, нервные срывы от излишней нагрузки и ссоры в семье. Есть ли вариант всего этого избежать? Об этом «АиФ-Ростов» поговорили с психологом, руководителем детского развивающего центра Ольгой Ивус.
Помогать или не помогать?
Юлия Морозова, «АиФ-Ростов»: Сейчас много говорят о том, что нагрузка на детей огромная.
Ольга Ивус: Это так. Родителям необходимо соблюсти равновесие, чтобы ребёнок не начал болеть от излишней нагрузки. Самое главное в этой ситуации – режим сна: подъём в одно и то же время, продолжительный сон, для этого, соответственно, ребёнок должен раньше ложиться в кровать. Много зависит и от чуткости родителей, от того, как они чувствуют своё чадо. Если вы видите, что он устал, измотан – оставьте его на денёк дома, дайте передышку. От родителей зависит то, как будет организовано приготовление уроков. В какой атмосфере он будет заниматься. Постарайтесь не дёргать в этот момент ребёнка, обеспечьте ему тишину и покой. Знаю, это особенно трудно в семьях, где есть младшие дети, которые требуют внимания. Мама должна буквально разрываться между плачущим малышом и попыткой понять задание в учебнике. Она нервничает, срывает злость на старшем ребёнке – ученике. Здесь неплохим выходом из ситуации может стать продлёнка. Эту услугу предоставляют в некоторых учебных заведениях. Там со школьниками гуляют, их кормят и помогают приготовить домашнее задание. Часто даже рюкзаки с учебниками остаются в шкафчике, мама забирает своё чадо вечером, уроки сделаны, есть время для приятного семейного общения.
– Нужно ли помогать детям делать уроки?
– Мой совет – вмешиваться в процесс приготовления домашнего задания как можно меньше. Приучайте его к самостоятельности с самого начала. А то получите в итоге великовозрастное дитя, которое и в старших классах будет ждать от вас помощи в решении задачек и написании сочинения. Ни в коем случае не делайте за ребёнка уроки! Помогайте ему только в том случае, если видите, что он действительно нуждается в помощи.
– А если не успевает ребёнок? Объём домашнего задания очень большой.
– Если школьник что-то не успел, пусть сам подойдёт утром к учительнице до урока, объяснит ситуацию. Если это будет происходить систематически, учитель может пойти навстречу, пересмотреть объём заданий на дом. Самая большая ошибка родителей – недооценивать своих детей. Лезть к ним со своей помощью даже тогда, когда ребята прекрасно справятся сами. Но смотрите, чтобы не получилось, как в анекдоте: «Когда третий месяц подряд ребёнку ничего не задавали в школе, родители поняли, что строить отношения на абсолютном доверии было ошибкой».
Путь к славе или нервозу?
– Так ведь ещё есть дополнительные кружки и занятия. Как-то не модно стало нынче без «допов», дети обязательно должны чем-то увлекаться, развиваться и находить себя в спорте, музыке и т. д. Родители даже хвастаются между собой увлечениями детей.
– В принципе, это не плохая тенденция. Но при этом важно соблюдать меру во всём. Старайтесь не нагружать ребёнка кружками сразу в сентябре. Пусть он сначала войдёт в ритм школьной жизни, привыкнет к расписанию. А уже потом можно постепенно вводить какие-то дополнительные занятия.
Многие мамы и папы, не реализовав какие-то мечты в детстве, стараются сделать это через своих сыновей и дочерей. Мечтал папа, например, быть пловцом – вот и уговаривает своего сына записаться в бассейн, да и не просто уговаривает, а настаивает. Мама хотела петь со сцены, поэтому и дочь отдаёт в музыкальную школу. Конечно, так выбирать дополнительные занятия неправильно. В практике психологов встречаются случаи, когда дети начинают заикаться или у них появляются иные неврозы, которые нужно потом лечить. Помните, как в стихотворении Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали». Постарайтесь разумно подойти к выбору секций и подумайте, останется ли у ребёнка свободное время, которое так ему необходимо.
– Как же определить, в какой сфере развивать ребёнка?
– Все «допы» выбираются только совместно с детьми. При этом родительский контроль должен быть, чтобы выбранные занятия всё же были целесообразными. Ну, например, не отдавать ребёнка на вокал, если у него нет слуха, и т. д. Все кружки и секции, навязанные вашему сыну или дочери, будут бесполезны. Ребёнок найдёт сто причин, чтоб на них не ходить, вплоть до того, что у него начнёт подниматься температура перед тем, как нужно идти на ненавистные занятия. Есть ещё такой вариант: чадо всё же исправно ходит на кружки, чтобы не расстраивать маму или папу, но при этом у него всегда плохое настроение, он часто капризничает, теряет аппетит.
Аттестат или коллектив?
– А какую помощь могут оказать родители в конфликтах, которые возникают в школе между учениками или между преподавателем и ребёнком?
– Конечно, поддержку родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. В том числе, когда у него проблемы в школе. При этом, чтобы не оказаться слоном в посудной лавке, мама или папа должны составить объективное мнение о происходящем. Не только выслушать ребёнка, который рассказывает, как несправедливо поступил с ним учитель, но и пообщаться с педагогом. Понять, что же всё-таки произошло на самом деле. Очень полезны совместные разговоры ученика, родителей и педагога. Тогда вырисовывается ясная картина происходящего.
– Есть мнение, что объектом для обидных шуток часто становятся те дети, которые хорошо учатся. Так ли это?
– Не соглашусь. Очень много примеров, когда ребёнок хорошо учится и имеет массу друзей среди сверстников. Однако есть ситуации, когда мама сажает ребёнка решать задачи вместо того, чтобы отпускать погулять с ребятами. Давит на него, требуя пятёрок. В этом случае ученик нервничает, боится, что получит плохую оценку, что-то не успеет сделать, замыкается в себе. Тогда и отношения с одноклассниками у него не выстраиваются. Помните, что главное в жизни – то, как ваш сын или дочь научатся общаться, дружить, строить отношения с коллективом. Именно эти навыки помогут им в жизни, а уж никак не аттестат отличника.
– Каким образом могут родители помочь своим детям выстроить правильное общение со сверстниками? Или лучше вообще не вмешиваться?
– Как раз на эту тему с ребёнком нужно разговаривать намного больше, чем об успеваемости. Узнавать, с кем он дружит, почему ему нравится этот человек. Мама или папа могут где-то дать ненавязчивый совет, что-то подсказать. А вот если они видят, что назревают конфликты или недопонимание и своими силами не справиться, то надо обратиться к специалисту. В детском возрасте закладывается самооценка, то, какой она будет, зависит от общения с ровесниками. Поэтому уделяйте этим вопросам много времени, это важнее, чем оценки! Это закладка фундамента его будущего. Тут надо понять, что если сами родители замкнутые, необщительные, то вряд ли ребёнок будет иным. Пример взрослых – самое важное. Есть ситуации, когда мама и папа винят в том, что ребёнок не может найти общий язык со сверстниками, кого угодно, но только не своё чадо. Мол, он у нас хороший, а все вокруг плохие. Конечно, надо разбираться, выяснять, в чём причина, а не искать виноватых. Старайтесь как можно больше слушать своего ребёнка, когда он рассказывает, как прошёл его день, что было на переменках.
Может быть, на ваш взгляд, это ерунда, но так ваш сын или дочь привыкнут делиться с вами своими секретами, сначала маленькими, потом большими. И у вас будет возможность стать своему ребёнку прежде всего другом, к которому он обратится за советом в трудную минуту.
– Хотелось бы вам вернуть советскую систему образования? Ведь там дети сами делали уроки.
– Считаю, что изменились условия, ритм жизни стал напряжённым. Нельзя сравнивать с тем размеренным, что был в СССР. Детям нашим – жить в современном мире, где постоянно вводят какие-то новшества, поэтому пусть привыкают.
Кстати
В Ростовской области в 2020 году за парты сели примерно 440 000 ребят. В первый класс пошли 50 000 детей.
На базе донских школ работает более 14 500 кружков и секций. В них занимаются 263 500 ребят.
Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл опрос (ВЦИОМ), какие секции и кружки самые популярные у российских родителей и детей. Спортивные секции посещает 30% ребят, танцы – 17%. Пением и рисованием занимаются по 7%, музыкой – 6%. Творческие занятия и туризм интересуют 3% детей. Театральные и научно-технические кружки посещают по 2% ребят, столько же ходят на занятия фотоделом. Меньше всего детей в кружках по биологии и экологии (по 1%). Из опрошенных 61% россиян сообщили, что их дети (не достигшие совершеннолетия) посещают в течение последнего полугода различные студии, клубы и секции.
Почти половина из опрошенных семей не пользуются дополнительным образованием, поскольку их дети ещё слишком малы.
Жалуются на отсутствие рядом с домом секций и кружков 21% опрошенных. У 11% семей нет средств, чтобы платить за дополнительное образование. Кто-то не имеет возможности возить ребёнка на кружки – это 8% опрошенных.
Некоторые (5%) рассказали, что не располагают свободным временем для того, чтобы водить или возить ребёнка на кружки. Столько же опрошенных сетовали на то, что ребёнок не проявляет должного интереса к дополнительному образованию.