Примерное время чтения: 5 минут
797

«Судьба человека» в музее. Литературный маршрут для туристов открыт на Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ на Дону" 05/11/2019
Юлия Морозова / АиФ-Ростов

Погрузиться в атмосферу создания рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» и одноимённой киноленты предлагают в Аксайском военно-историческом музее. Более подробно о нём узнал «АиФ-Ростов».

Случайное знакомство

Выставка «Судьба человека — судьба народа» сейчас работает в Аксайском военно-исто­рическом музее (комплекс «Почтовая станция»).

По выставке нас провела научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Ирина Пан­ченко:

— Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в 1956 году, в нём поднимается закрытая до этого проблема отношения к бывшим военнопленным. О них в послевоенные годы старались не говорить и не писать. Но принятое в 1956 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей» изменило ситуацию.

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Прототипа главного героя Шолохов встретил на охоте весной 1946 года. Писатель у речки Еланки увидел мужчину и мальчика. Те приняли Шолохова за своего брата-шофера, разговорились с ним. И случайный знакомый рассказал о своей судьбе. Михаил Александрович был так потрясён услышанным, что забыл спросить фамилию мужчины, о чём потом очень жалел. Он только повторял: «Обязательно напишу об этом рассказ».  

Почти в самый канун 1956 года, под вечер, Шолохов приехал в редакцию газеты «Правда» и в кабинете главного редактора вслух стал читать свою рукопись. Кстати, фото именно этого момента представлено в одной из витрин.

— Ещё один экспонат — книга с посвящением Евгении Левицкой (редактор издательства «Московский рабочий»). С ней писатель познакомился в 1926 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы две первые тома книги были напечатаны. А вот письма от читателей, они полетели к писателю через несколько дней после печати рассказа «Судьба человека» со всей страны. Это были и благодарности, и рассказы тех, кто подобно главному герою, прошёл ужасы фашистского плена. Вот письмо из Волынской области: «Как хорошо было бы, если бы Ваш рассказ был просто художественной фантазией! Но увы! Я знаю, что это сама жизнь...» Или: «Я прошёл всю войну, имею четыре ранения и две контузии. Приходилось испытать и телесную, и душевную боль, но я никогда не плакал. А тут третий раз слушаю по радио «Судьбу человека» и третий раз не могу сдержать слезы. Значит, в своем рассказе Вы нашли именно те простые слова, которые смогли высказать всю правду о горе пережитого».

Камера. Мотор!

В 1959 году режиссёр киностудии «Мосфильм» Сергей Бондарчук взялся за экранизацию рассказа. Режиссёр решил сам сыграть роль главного героя — Андрея Соколова. Известно, что Бондарчук навестил Михаила Александровича в его московской квартире в Староконюшенном переулке. Между писателем и режиссёром состоялся разговор. «Поначалу у него было недоверие ко мне — человеку городскому: смогу ли я влезть в шкуру Андрея Соколова? Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие». Михаил Александрович посоветовал Бондарчуку: «Обязательно побывай в Вёшенской, поживи там подольше, это поможет». Позже, уже находясь со съёмочной группой в Вёшенской, Бондарчук, одетый в костюм Соколова, постучал в калитку шолоховского дома. Писатель не сразу узнал его. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не вспоминал. Вскоре так же, как и Шолохов, признали Бондарчука и вёшенские казаки и казачки. «Андрей-то наш на работу пошёл», — говорили они, видя, как он идёт на съемку.

— Когда картина сдавалась, Михаил Александрович был приглашён на просмотр. Он был в это время в Москве и приехал на «Мосфильм» со своими «казачками». Фильм кончился, в зале зажёгся свет — молчание. Затем Шолохов тихо поднялся и вышел, а за ним и все его «казачки». Группа оторопела, все ждали, что писатель что-то скажет, поблагодарит хотя бы. Или покритикует. Только внизу, в вестибюле, заметили, насколько Шолохов был взволнован. И только на другой день состоялся подробный разговор. Шолохов очень уважительно отозвался об актёрах, об атмосфере фильма, — говорит Ирина Викторовна. В это время мы рассматриваем фотографии с места сьемок, сьёмочное оборудование — «хлопушку», киноленту — и отзывы в прессе, связанные со съёмками.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах