Примерное время чтения: 8 минут
293

Нет своих и чужих. Что такое этнокультурное воспитание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "АиФ на Дону" 21/09/2021
Взрослые помогают ребятам разобраться в традициях этносов.
Взрослые помогают ребятам разобраться в традициях этносов. Правительство Ростовской области

Каждый из нас, общаясь с людьми других национальностей, порой, не понимая до конца их речь, может неправильно истолковать интонации или действия. Во время путешествий мы иногда громко высказываем свои суждения по поводу местных традиций, одежды или других особенностей поведения местного населения по отношению к туристам. Именно в этот момент начинают закладываться первые негативные впечатления, которые условно разделяют людей на своих и чужих. Это и есть вирус этнической нетерпимости, крайнее проявление которой называют ксенофобией. Как с этим поможет справиться набирающее популярность этнокультурное воспитание, разбирался «АиФ-Ростов».

Государство против ксенофобии

Вообще этнокультурное образование в школах было всегда, даже в так называемый досоветский период и уж тем более во времена СССР. На уроках литературы, истории и обществознания детей знакомили с произведениями авторов разных национальностей, а на уроках музыки – с мелодиями и песнями народов нашей страны.

Сейчас на этот вопрос сделан особый упор. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» трактовка термина «образование», кроме привычных категорий «знания, умения, навыки», включает понятия «ценностные установки и опыт деятельности». Целью образовательного процесса провозглашается не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное, творческое и физическое развитие человека.

Роль этнокультурного образования в формировании национальной и гражданской идентичности каждого россиянина стала рассматриваться особо и благодаря Указам Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 6 декабря 2018 года № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Свой вклад внесли и донские общественники. Ещё в 2016 году на площадке «Образование и культура как основа национальной идентичности» на ставропольском форуме ОНФ организаторы этнокультурного образовательного проекта «150 культур Дона» предложили уйти от устаревших штампов и стереотипов воспевания безоблачной дружбы народов советской эпохи и всесторонне рассмотреть условия формирования национальной идентичности с участием институтов гражданского общества.

В наши дни, наверное, именно педагогам выпала миссия искать новые способы сохранения ценностных ориентиров для здорового развития подрастающего поколения. Ведь сегодня семья не всегда может справиться с вызовами и провокациями, стравливающими молодёжь на почве межнационального экстремизма и ксенофобии.

Эндокринная система

Как считает директор Ассоциации этнокультурных и творческих организаций «150 культур Дона» Ирина Черкашина, роль этнокультурного образования в школе можно сравнить с ролью эндокринной системы в организме человека. Если она работает нормально, то и организм чувствует себя здоровым, если же гормоны дают сбой, то лихорадит весь организм, который необходимо лечить.

Некоторые считают, что достаточно надеть костюмы, спеть песни, станцевать национальные танцы, поесть блюда национальной кухни, и вот он – иммунитет против ксенофобии.

«К сожалению, не всё так просто. Без знания истории этноса и профессиональной работы педагога, помогающего юному уму разобраться в укоренившихся обидах, традициях кровной мести и других причинах враждебности одного этноса по отношению к другому, мы можем получить прямо противоположный результат, – считает Ирина Фёдоровна. – Задача этнокультурного образования в том, чтобы человек стал понимать и разбираться в культурном разнообразии».

По её словам, когда проект только стартовал, многие учителя решили, что проект «150 культур Дона» – это возвращение к прошлому опыту советской школы, к работе клубов интернациональной дружбы. Отчасти они были правы, но главной была новая идея – погружение всего педагогического коллектива и школьников в исследование национальной культуры одного этноса на протяжении учебного года.

Черкашина сетует, что до сих пор эта модель не находит полного понимания в педагогической среде. Но это не удивительно: осознание ценности нового опыта приходит со временем, когда результат становится очевидным, а польза от эксперимента доказана.

В первый год вопросов и непонимания было так много, что организаторам пришлось даже прибегнуть к административной помощи министерства образования Ростовской области. В итоге к апрелю 2016 года уже 150 учебных организаций включились в эту работу. А в сентябре 2017 года, после рекомендации донского губернатора, 350 школ подали заявки на участие в проекте.

Идея в итоге стала объединяющей. Так, у диаспор она нашла живой отклик, потому что представители национальных общественных объединений могли с помощью проекта нарастить свой социальный капитал и объединить молодёжь вокруг идеи патриотического воспитания. Было образовано 15 национальных культурных групп: азербайджанская, армянская, белорусская, греческая, грузинская, дагестанская, еврейская, ингушская, корейская, осетинская, польская, русская, украинская, таджикская, чеченская. Их количество в сентябре 2017 года было увеличено до 25. В каждую национальную культурную группу входили по десять школ, которые в течение года погружались в одну национальную культуру.

Подключились и учёные – культурологи, филологи и историки Южного федерального университета участвовали в проекте как разработчики методических материалов для интерактивных уроков. Студентов-волонтёров оргкомитет проекта обучил координировать взаимодействие национальных культурных объединений с образовательными организациями.

А в школах проектом занималась группа, в которую входили педагоги-предметники, это историки, географы, учителя русского языка и литературы, музыки, физкультуры, технологии и изо. Они участвовали в подготовке и проведении интерактивных тематических уроков Каждая школа сама решала, в каких конкурсах, организуемых региональным оргкомитетом, участвовать и детей какого возраста к ним привлекать.

Пиала идёт по кругу

Как это всё происходит на уроке? Например, ребятам очень нравился мастер-класс, на котором школьники сами демонстрируют традиции выращивания чая у разных этнических групп. Вариантов, как это сделать интересно, масса.

«Так, описание традиций сбора и доставки чая можно оформить в виде рассказа или показа презентаций, таких как «Кавказ чайный», «Чай вприкуску по-русски», «Турецкий чай из семовэра», «О традициях чаепития народов Азии». Чайная церемония и дегустация этого напитка от китайского до азербайджанского – самая приятная часть мероприятия. Каждый рассказчик передаёт пиалу со своим чаем по кругу, рассказывая свою «чайную сказку», – рассказывает Ирина Черкашина.

Пустить пиалу по кругу смогут и взрослые. Мероприятие с таким названием в Ростове планируется 15 декабря 2021 г. в Международный день чая. А чуть раньше, в октябре, должны подвести итоги конкурса «Прикладных дел мастер», объявленного в марте этого года. По его замыслу, школьники должны сшить фартук в национальном стиле. Кто справился лучше, мы скоро узнаем.

А пока взрослые выясняют свои национальные отношения во всём мире, дети на Дону учатся уважать особенности друг друга и ценить уникальность разных культур. И это наш шанс на мирное будущее.

Пшеничная свадьба

Ещё одну интересную форму этнокультурного воспитания предложила азербайджанская культурная автономия Ростовской области – конкурс «Сэмэни».

Сэмени – это символ праздника весны и изобилия Новруза, который отмечают, в том числе и на Дону, все мусульманские народы. Но на самом деле тут вопрос не вероисповедания, ведь традиции встречи весны есть у всех народов Евразии.

Обряд приготовления сэмэни, называется сэмэни тою (в переводе с азербайджанского – свадьба пшеницы), сопровождается ритуальными национальными песнями и танцами. Сэмэни начинают готовить обычно за две недели до праздника Новруз, который отмечают 20–21 марта. Пшеницу кладут в марлю и замачивают на несколько дней. Воду при этом меняют ежедневно. А затем проросшую пшеницу раскладывают на подносе или любой другой посуде, регулярно опрыскивая её водой. Как раз к 20 марта сэмэни вырастает до нужной высоты – в пределах 20 см. Участники выбирают самый большой и красивый росток.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах