Департамент архитектуры и градостроительства Ростова опубликовал результаты публичных слушаний по проекту территории на проспекте космонавтов для строительства надземного пешеходного перехода. Несмотря на то, что большинство участников выступили против реализации проекта, администрации города рекомендовано воплотить его в жизнь.
Что планируется
Вместо пешеходного светофора у Северного рынка и ТЦ «Вавилон» на проспекте Космонавтов планируется строительство надземного перехода. Инвестором выступит управляющая торговым центром компания, которая, возможно, таким образом хочет увеличить число клиентов и переманить покупателей с Северного рынка.
При этом расположение конструкции будет южнее, чем нынешнего светофора – такое место определили в департаменте автодорог администрации. В эту же сторону сместят и остановки транспорта. Утверждается, что эти меры позволят решить проблему пробок и сделают переход людей через проспект удобнее и безопаснее.
Таким образом, на расстоянии в 750 метров между остановкой «Поликлиника №16» и улицей Капустина конструкция станет единственным местом для перехода дороги.
Нормы против удобства?
По итогам проведённых публичных слушаний были собраны 19 предложений жителей. Из них – одно положительное, одно – уточняющее детали, а в остальных 17 граждане просят не реализовывать проект. Они говорят о том, что подниматься и спускаться по такой конструкции менее удобно, кроме того, это будет сложно для пожилых людей и тех, кто возвращается из торгового центра и с рынка с полными сумками.
«Озвученные проблемы решаются другими средствами: перенастройкой светофора, расширением островка безопасности, постройкой новых уличных переходов», – говорит один из участников публичных слушаний. Против высказались и ветераны Ворошиловского района: они опасаются, что пересечь переход будет сложно из-за большого перепада высот, а также того, что ступени будут покрыты льдом в зимнее время года.
Однако все эти замечания не помешали департаменту архитектуры и градостроительства порекомендовать изменения. В ответах чиновники сыпят отсылками к различным ГОСТам и СНиПам: надземный переход их не нарушает.
«Высота перехода предусмотрена в соответствии с нормативными требованиями с учётом устройства контактной сети. Длина лестничного марша определяется на следующих этапах проектирования с учётом требований СП 59.13330.2016», – примерно так выглядят типичные ответы чиновников.
Также в департаменте архитектуры говорят, что на следующем этапе в проекте учтено устройство пассажирских лифтов, подъёмников «и иных средств создания безбарьерной среды». Впрочем, о том, что такие конструкции практически никогда не работают (например, на Ворошиловском мосту), чиновники умолчали.
Получается, что даже если подавляющее большинство людей высказываются против каких-либо изменений, этим можно пренебречь, ссылаясь на нормативы. Неужели смысл таких мероприятий только в красивой фразе «проект прошёл публичные слушания»? Ответ на этот вопрос должен дать глава городской администрации, которому и предстоит принять окончательное решение о строительстве перехода.
Комментарий
Руководитель ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов:
– В Ростове уже был аналогичный случай: когда лет 15 назад на проспекте Стачки на остановке «Переходной мост» закрыли удобный переход и заставили всех подниматься на мост, то многие люди предпочитали рискнуть и перейти проспект по-старому, несмотря даже на наличие бетонного забора на оси проспекта.
В итоге властям пришлось вернуть обычный светофор, но ошибка властей стоила нескольких человеческих жизней.
Ответы комиссии на протесты жителей напоминают миниатюру Аркадия Райкина «...к пуговицам претензии есть?». В том же стиле чиновники отвечали жителям: мол, эта проблема будет решаться на последующих стадиях проектирования, а за эксплуатацию мы не отвечаем. Например, на вопрос о лифтах ответ так и не был получен — вместо них могут быть предусмотрены неудобные подъёмники, как на пешеходном переходе на Малиновского. А даже если лифты и будут предусмотрены, то далеко не факт, что они будут работать.
Наконец, сама предпосылка для строительства мостового перехода просто смехотворна: мол, тут интенсивное движение, а ещё ожидается увеличение потока со стороны Суворовского. При этом полностью игнорируется тот факт, что этот светофор на Космонавтов не один – севернее и южнее есть другие, которые всё равно время от времени останавливают движение.
Существующий светофор тут не создаёт дополнительных трудностей для автопотока, без него затор не исчезнет, а сдвинется на несколько десятков метров дальше.