«"Эх, хорошо бы иметь в Ростове метро!" - мечтательно произносят ростовчане. Конечно, хорошо. И оно будет, скоро будет. По подземным тоннелямпомчатся скоростные поезда», - таким было первое упоминание о Ростовском метро в одной из донских газет, вышедшей ещё в конце 70-х годов. Позднее снова заговорили о метро. Провели геологические исследования, и к концу 80-х была опубликована первая официальная схема проекта Ростовского метрополитена, включающая две линии. Но мечты остались мечтами: сперва строительству якобы помешали грунтовые воды, а затем, в период событий, связанных с развалом СССР, и вовсе было не до этого. Обещанного метро ростовчане ждут уже 40 лет. Мчатся годы, но никак не городские скоростные поезда.
Быть или не быть?
К больному вопросу в донской столице вернулись в 2008 году: в городской администрации появилось «Управление метро Ростова», начались разработки генерального плана. В 2011-м провели госэкпертизу, подтвердившую, что построить в Ростове метро вполне реально по геологическим и техническим параметрам. В 2013-м официально утвердили схему будущего метрополитена,представленную пятью линиями. Сегодня любой желающий может ознакомиться с ней в Интернете. Три линии диаметральные: «Запад - Северо-Восток», «Север - Юг», «Северо-Запад - Восток». Четвёртая линия, полукольцевая, проходит через периферийные районы города. Ещё одна линия получила название «Вокзал - Сельмаш». Строительство подземки должно было начаться ещё в прошлом году и завершиться к чемпионату мира по футболу - 2018.
И вот несколько дней назад на сайте городской администрации сообщили, что управление несуществующего метро будет реорганизовано. Но вместе с тем от идеи подземки никто не отказывается: половину сотрудников сократят, ведомство войдёт в состав Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры и будет осуществлять функции муниципального заказчика при проектировании и строительстве первой линии метро и объектов, обслуживающих его. Сегодня продолжается конкурс по разработке проектной документации. Но пока вопрос строительства упирается в финансы.
Представляете, сколько денег уже ухлопали в мечту о Ростовском подземном метро? Но и эта мечта далеко не единственная.
Нелёгкое дело
На днях Сергей Горбань, глава администрации Ростова, вновь упомянул о своих планах сделать в городе более доступную альтернативу подземки - «лёгкое» метро. Это скоростной рельсовый городской транспорт, передвигающийся над землёй. Планируется, что быстрые вагончики, ездящие по специальным эстакадам, смогут разгрузить улицы. Фантастика, да и только! Намечено строительство первой линии - из центра города по Будённовскому и Нагибина в Северный жилой массив. Но и «лёгкое» метро оказалось делом нелёгким: по словам градоначальника, переговоры с иностранными инвесторами начнутся только со следующего года.Не раз власти возвращались к обсуждению и канатной дороги через реку Дон, которая связала бы Ростов с левобережьем, новым футбольным стадионом и Батайском. По замыслу канатка могла бы не только стать развлечением для жителей и туристов, но и избавить донскую столицу от пробок. Но пока все эти большие планы рискуют кануть в Лету и остаться лишь воспоминанием. А хотя, кто его знает, может, ещё прокатимся с ветерком?