Возрождать казачьи традиции – дело непростое. Многим кажется, надел шаровары, в руки взял шашку – и дело в шляпе, точнее, в папахе. Но в этом вопросе тоже нужен научный подход, считают организаторы шермиций в Ростовской области.
Как проходят традиционные казачьи игры в регионе, каков дресс-код для шермиций и какое к этому всему отношение имеют научные труды, разбирался «АиФ-Ростов».
Особое место
«Казак Романовского юрта, хутор Потапов, Тихонин Илья Андреевич, 12 лет», – рапортует мальчик в национальном костюме, которого в обычной жизни, конечно, вряд ли кто-то стал бы называть по имени-отчеству, но у донских казаков такой обычай. Как только мальчик проходит обряд посажения на коня в три-четыре года, к нему положено обращаться по батюшке.
Илья Андреевич проходит первый этап казачьих традиционных игр шермиций – словесность. Он должен рассказать о себе и ответить на основные вопросы о традициях своего народа.
«Когда родился папа? Когда был образован твой хутор? Как назывался? Какие типы шашек знаешь? Что такое лампасы?» – так и сыплют перекрёстными вопросами экзаменаторы.
Парнишка запинается на дате образования хутора, но на вопросы отвечает бодро, видно, готовился. Кстати, и с боевыми казачьими состязаниями он справился отлично: Илья Андреевич стал лучшим в своей возрастной группе.
Георгиевские шермиции, посвящённые Георгию Победоносцу, в этом году прошли 14 и 15 мая на Каплице возле станицы Старочеркасской. Монастырское урочище для казаков – место особое. Здесь донцы собирались ещё с XVI века: в 1593 году на этом месте появился Монастырский городок, откуда в 1637 году казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым отправились завоёвывать Азов. Городок был разорён турками в 1643 году, потом на месте захоронения казаков, принимавших участие в героическом Азовском осадном сидении, возвели Покровскую войсковую часовню.
Стоит отметить, что впервые за последние годы они прошли, наконец, вживую. До этого действовали ограничения, связанные с пандемией. Но и в нынешнем году здесь присутствовали только участники состязаний. Организаторы пояснили, что было решено отойти от фестивального формата и сосредоточиться на воинских обрядах и традиционных состязаниях донцов. По мнению казаков, это придало мероприятию строгости.
По древнему обычаю
«Второй десяток лет шермиции выполняют миссию по восстановлению и сохранению традиционных состязаний и обрядов донских казаков – важного нематериального культурного достояния России», – рассказал председатель правления Ассоциации шермиций Андрей Яровой.
Начались нынешние казачьи игры по старинной традиции – участники прошли крёстным ходом от казачьего стана до ристалища перед Покровской часовней. Войсковой священник Всевеликого войска Донского, протоиерей Георгий Сморкалов провёл молебен и чин благословения воинского оружия. Возле знамени шермиций до глубокой ночи караул несли молодые казаки.
По древнему казачьему обычаю, избрали гулебного атамана шермиций, который и объявляет игры открытыми. В этот раз им стал казак хутора Потапов Романовского юрта Сергей Божко. В местной школе он ещё в 2009 году организовал секцию казачьих боевых искусств. С тех пор Божко вырастил несколько поколений молодых казаков, не раз становившихся победителями шермиций. Свой титул гулебный атаман носит год, до следующих игр.
Состязались казаки в рубке, фехтовании на пиках и шашках, стрельбе из традиционного лука, казачьей народной поясной борьбе и кулачном бою. После того, как участники показали своё мастерство в каждой из дисциплин, жюри, в которое вошли опытные бойцы шермиций прежних лет из хуторов и станиц Дона, выбирали лучшего в каждой возрастной группе. Всего их было семь, чтобы силы у соперников оказались равными. Среди участников – десятилетние казачата и взрослые мужчины старше сорока лет.
В завершение, разделившись на несколько команд, казаки сыграли в фехтовальную игру «Царь». Победителей тоже разделяли по возрасту, чтобы всё по справедливости. А чтобы веселей сражаться было, над Каплицей два дня звучали песни, которые исполнял народный ансамбль казачьей песни «Атаманцы» из Новочеркасска.
Большая часть ребят была в казачьей форме.
«В основном, участники игр её покупают или шьют сами. Некоторые элементы справы мы стараемся распространять через призовой фонд. Можно выиграть шашку, папаху, седло, нагайку и другое. В идеале к участию в состязаниях без традиционной одежды казаков не допускают, но на практике входим в положение, если каких-то деталей амуниции не хватает», – объясняет исполнительный директор шермиций Александр Ряднов.
Как «АиФ на Дону» писал в № 17 за 2022 год, идея донских подвижников возрождения казачества в том, что шермиции должны стать своеобразной олимпиадой для всей территории Всевеликого войска Донского. А входят в него, напомним, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия. Организаторы шермиций надеются, что со временем получится организовать в районах донского края и других регионах соответствующие кружки и факультативы.
Мода и история
Если в прежние времена традиции шермиций были известны любому казаку на Дону, то в последнее столетие они были утеряны. Поэтому знания сейчас собирают по крупицам, в том числе с помощью учёных. И накануне игр в регионе традиционно проходит соответствующая научно-практическая конференция.
По его словам, в конференции есть учёные-историки, фольклористы, этнографы, которые нередко помогают определить, насколько вновь возрождаемые традиции исторически достоверны.
«Так, например, выяснилось, что модная сегодня фланкировка шашкой – совершенно не характерная для донского казачества техника, никогда казаки этим не занимались. Скорее, можно назвать это модным веянием, появившимся в последние десятилетия под влиянием любителей восточных боевых искусств, но почему-то его пытаются отнести к казачеству. Есть у казаков традиционный танец, в котором используется оружие, это не боевая техника. В начале ХХ века был у кубанских казаков танец пьяного казака – некое подобие гопака с нанесением ударов шашкой в разные стороны. Донцы же шашки в танце обнажали не часто. И всё это даже отдалённо не напоминает современную фланкировку, тем более, что отношение к шашке у донцов было священным», – рассказывает Яровой.
В этом году Всероссийская научно-практическая конференция «Война и воинские традиции в культурах народов Юга России» прошла в Институте истории и международных отношений ЮФУ и была посвящена 350-летию со дня рождения Петра I, которое мы отмечаем в нынешнем году. По словам ответственного секретаря Токаревских чтений Андрея Бойко, на конференции выступали именитые и молодые учёные, в том числе из ДНР и Узбекистана. Весомая часть докладов была посвящена именно взаимоотношениям Петра Великого и казаков. Так патриарх донской исторической науки Николай Мининков отметил, что образ императора менялся от крайне негативного, подавившего восстание Булавина, до положительного и легендарного в более позднее время. Освещались участниками конференции и другие проблемы петровской истории. Так, например, интереснейшим направлением современной исторической науки является цифровая реконструкция петровских крепостей Северо-Восточного Причерноморья, от которых порой ничего не осталось, но их расположение и внешний вид можно оживить при использовании новейших достижений компьютерной техники.