Примерное время чтения: 9 минут
245

Кулачный бой, словесность и наука. Что должен уметь молодой казак на Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. "АиФ на Дону" 18/05/2022
Для молодых казаков провели мастер-класс стрельбы из лука.
Для молодых казаков провели мастер-класс стрельбы из лука. / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

Возрождать казачьи традиции – дело непростое. Многим кажется, надел шаровары, в руки взял шашку – и дело в шляпе, точнее, в папахе. Но в этом вопросе тоже нужен научный подход, считают организаторы шермиций в Ростовской области.

Как проходят традиционные казачьи игры в регионе, каков дресс-код для шермиций и какое к этому всему отношение имеют научные труды, разбирался «АиФ-Ростов».

Особое место

«Казак Романовского юрта, хутор Потапов, Тихонин Илья Андреевич, 12 лет», – рапортует мальчик в национальном костюме, которого в обычной жизни, конечно, вряд ли кто-то стал бы называть по имени-отчеству, но у донских казаков такой обычай. Как только мальчик проходит обряд посажения на коня в три-четыре года, к нему положено обращаться по батюшке.

Илья Андреевич проходит первый этап казачьих традиционных игр шермиций – словесность. Он должен рассказать о себе и ответить на основные вопросы о традициях своего народа.

«Когда родился папа? Когда был образован твой хутор? Как назывался? Какие типы шашек знаешь? Что такое лампасы?» – так и сыплют перекрёстными вопросами экзаменаторы.

Парнишка запинается на дате образования хутора, но на вопросы отвечает бодро, видно, готовился. Кстати, и с боевыми казачьими состязаниями он справился отлично: Илья Андреевич стал лучшим в своей возрастной группе.

Георгиевские шермиции, посвящённые Георгию Победоносцу, в этом году прошли 14 и 15 мая на Каплице возле станицы Старочеркасской. Монастырское урочище для казаков – место особое. Здесь донцы собирались ещё с XVI века: в 1593 году на этом месте появился Монастырский городок, откуда в 1637 году казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым отправились завоёвывать Азов. Городок был разорён турками в 1643 году, потом на месте захоронения казаков, принимавших участие в героическом Азовском осадном сидении, возвели Покровскую войсковую часовню.

Знания о казачьей культуре подвижники собирают по кру­пицам.
Знания о казачьей культуре подвижники собирают по кру­пицам. Фото: АиФ-Ростов/ Ульяна Алфеева

Стоит отметить, что впервые за последние годы они прошли, наконец, вживую. До этого действовали ограничения, связанные с пандемией. Но и в нынешнем году здесь присутствовали только участники состязаний. Организаторы пояснили, что было решено отойти от фестивального формата и сосредоточиться на воинских обрядах и традиционных состязаниях донцов. По мнению казаков, это придало мероприятию строгости.

По древнему обычаю

«Второй десяток лет шермиции выполняют миссию по восстановлению и сохранению традиционных состязаний и обрядов донских казаков – важного нематериального культурного достояния России», – рассказал председатель правления Ассоциации шермиций Андрей Яровой.

Начались нынешние казачьи игры по старинной традиции – участники прошли крёстным ходом от казачьего стана до ристалища перед Покровской часовней. Войсковой священник Всевеликого войска Донского, протоиерей Георгий Сморкалов провёл молебен и чин благословения воинского оружия. Возле знамени шермиций до глубокой ночи караул несли молодые казаки.

По древнему казачьему обычаю, избрали гулебного атамана шермиций, который и объявляет игры открытыми. В этот раз им стал казак хутора Потапов Романовского юрта Сергей Божко. В местной школе он ещё в 2009 году организовал секцию казачьих боевых искусств. С тех пор Божко вырастил несколько поколений молодых казаков, не раз становившихся победителями шермиций. Свой титул гулебный атаман носит год, до следующих игр.

Даже самые маленькие участники были на высоте.
Даже самые маленькие участники были на высоте. Фото: АиФ-Ростов/ Ульяна Алфеева

Состязались казаки в рубке, фехтовании на пиках и шашках, стрельбе из традиционного лука, казачьей народной поясной борьбе и кулачном бою. После того, как участники показали своё мастерство в каждой из дисциплин, жюри, в которое вошли опытные бойцы шермиций прежних лет из хуторов и станиц Дона, выбирали лучшего в каждой возрастной группе. Всего их было семь, чтобы силы у соперников оказались равными. Среди участников – десятилетние казачата и взрослые мужчины старше сорока лет.

В завершение, разделившись на несколько команд, казаки сыграли в фехтовальную игру «Царь». Победителей тоже разделяли по возрасту, чтобы всё по справедливости. А чтобы веселей сражаться было, над Каплицей два дня звучали песни, которые исполнял народный ансамбль казачьей песни «Атаманцы» из Новочеркасска.

Большая часть ребят была в казачьей форме.

«В основном, участники игр её покупают или шьют сами. Некоторые элементы справы мы стараемся распространять через призовой фонд. Можно выиграть шашку, папаху, седло, нагайку и другое. В идеале к участию в состязаниях без традиционной одежды казаков не допускают, но на практике входим в положение, если каких-то деталей амуниции не хватает», – объясняет исполнительный директор шермиций Александр Ряднов.

Как «АиФ на Дону» писал в № 17 за 2022 год, идея донских подвижников возрождения казачества в том, что шермиции должны стать своеобразной олимпиадой для всей территории Всевеликого войска Донского. А входят в него, напомним, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия. Организаторы шермиций надеются, что со временем получится организовать в районах донского края и других регионах соответствующие кружки и факультативы.

Мода и история

Если в прежние времена традиции шермиций были известны любому казаку на Дону, то в последнее столетие они были утеряны. Поэтому знания сейчас собирают по крупицам, в том числе с помощью учёных. И накануне игр в регионе традиционно проходит соответствующая научно-практическая конференция.

Справка
Организаторы шермиций: ассоциация (союз) содействия организации фестиваля казачьих национальных видов спорта и народного творчества «Шермиции», департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, донское министерство культуры, органы местного самоуправления.
«Впервые Токаревские чтения мы провели в 2011 году, они были посвящены 140-летию со дня рождения нашего земляка, знаменитого оружейника Фёдора Токарева. Основная тема конференции связана с войной и воинскими традициями в культурах народов юга России, внутри же конференции работают секции, охватывающие исторические, этнографические, воспитательные аспекты основной темы. Конференции в зависимости от происходящих событий обретают и особую тематику. Например, когда формат шермиций был расширен до игр степных народов юга России и приезжали участники из соседних республик, то учёные, изучающие ногайскую, черкесскую, калмыцкую культуры, присоединились к казаковедам. Смысл таких конференций – быть ближе к педагогам, донести до них знания о казачьих традициях, чтобы учителя, в свою очередь, могли поделиться информацией с маленькими дончанами. И надо сказать, что всегда и сами преподаватели были заинтересованы в участии в чтениях», – объясняет Андрей Яровой.

По его словам, в конференции есть учёные-историки, фольклористы, этнографы, которые нередко помогают определить, насколько вновь возрождаемые традиции исторически достоверны.

«Так, например, выяснилось, что модная сегодня фланкировка шашкой – совершенно не характерная для донского казачества техника, никогда казаки этим не занимались. Скорее, можно назвать это модным веянием, появившимся в последние десятилетия под влиянием любителей восточных боевых искусств, но почему-то его пытаются отнести к казачеству. Есть у казаков традиционный танец, в котором используется оружие, это не боевая техника. В начале ХХ века был у кубанских казаков танец пьяного казака – некое подобие гопака с нанесением ударов шашкой в разные стороны. Донцы же шашки в танце обнажали не часто. И всё это даже отдалённо не напоминает современную фланкировку, тем более, что отношение к шашке у донцов было священным», – рассказывает Яровой.

В этом году Всероссийская научно-практическая конференция «Война и воинские традиции в культурах народов Юга России» прошла в Институте истории и международных отношений ЮФУ и была посвящена 350-летию со дня рождения Петра I, которое мы отмечаем в нынешнем году. По словам ответственного секретаря Токаревских чтений Андрея Бойко, на конференции выступали именитые и молодые учёные, в том числе из ДНР и Узбекистана. Весомая часть докладов была посвящена именно взаимоотношениям Петра Великого и казаков. Так патриарх донской исторической науки Николай Мининков отметил, что образ императора менялся от крайне негативного, подавившего восстание Булавина, до положительного и легендарного в более позднее время. Освещались участниками конференции и другие проблемы петровской истории. Так, например, интереснейшим направлением современной исторической науки является цифровая реконструкция петровских крепостей Северо-Восточного Причерноморья, от которых порой ничего не осталось, но их расположение и внешний вид можно оживить при использовании новейших достижений компьютерной техники.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах