290 га – общая площадь прудов.
2,77 млн штук молоди, в том числе осетра, стерляди, севрюги выпущено в Дон в 2014 году.
8 млн штук молоди осетровых видов рыб в год планирует выращивать «Аздонрыбвод».
Корреспондент «АиФ-Ростов» Виталий Колбасин, посетив завод, посмотрел, как спятзимой осетровые и как их готовят к весеннему жору.
Икринка к икринке
Цеха по воспроизводству икры сейчас чисты, светлы и пусты. Зима, рыба отдыхает. Дополнительные пруды для малька и мам с икрой, где будут выращивать новое потомство редкой рыбы, – это и есть новая очередь завода. Но выростные пруды сейчас спущены, рыба пересажена в зимовальные бассейны.
Помещения оснащены современными механизмами, но труд, а здесь весной будут работать в основном женщины, остаётся во многом ручным. Икринка от икринки и получается малёк, которого нужно вырастить, а затем пустить в естественную среду – водоемы.
По государственному заданию здесь выращивают и выпускают в реку Дон молодь рыб, занесенных в Красную книгу России, – белугу, стерлядь, а также русского осетра и севрюгу.
Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».
Вся рыба плавает в чанах-бассейнах. Исполняющий обязанности главного рыбовода Сергей Финенко в оранжевом резиновом комбинезоне следит за температурой воды – она должна быть не выше 12 градусов (как в естественной природе во время зимы). Если температуру воды сделать выше, то у рыбы начнётся преждевременный жор, а нужно, чтобы аппетит пришелся как раз в назначенное природой время – весну, и рыба дала потомство.
Сам цех длительной выдержки производителей рыбы похож на океанариум, на стенках каждой ванны висит табличка с указанием возраста и количества рыбы. Хотя рыбовод с 30-летним стажем Сергей Финенко и говорит, что «рыбу посадили на спячку», но она не похожа на сонную, в руках специалиста бьёт его мокрым хвостом и удержать пресноводную красавицу сложно, выскальзывает.
Весной и летом в эти ванны запустят самок севрюги, осетра, они дадут икру и потомство, которое со временем выпустят в реку Дон.
Осётр становится половозрелый на 7-8 год, севрюга и стерлядь – на 4-й. Белуга только на 15-18 год даёт икру. Этот ценнейший вид рыбы, которая доходит весом до 70 килограммов, также выращивают на заводе.
Сергей Финенко начинал свой трудовой путь обыкновенным рабочим, поэтому знает производство до мелочей:
«Белуги в Дону практически не осталось, но уже поднимается на нерест стерлядь, во всю ловят осетра, он приходит на нерест с Азовского моря».
Чтобы увеличить объем выращивания малька ценных пород рыбы с 2,25 млн штук до 3,3 млн особей в год, в этом году построили вторую очередь. В комплекс входят пруды для роста мальков, магистральный канал. По словам Сергея Финенко, новые линии помогут восполнить рыбу в природе, улучшить приживаемость млекопитающих в естественной среде.
Планируется строительство и третьей очереди, что позволит выращивать в год до 8 млн мальков ценных пород рыбы. Это будет одно из крупнейших предприятий Европы по воспроизводству осетровых, которых почти не осталось в естественных водоемах.
Как ели икру на Дону
Природа щедро наделила Ростовскую область рыбными богатствами, река Дон считается кормилицей и поилицей местных жителей и в наше время. Ещё в 1867 году ростовчане, братья Сидоровы, завоевали на Всемирной парижской выставке медаль за рыболовные снасти. В дореволюционное время соленая рыба и икра являлись главнейшими продуктами торговли за границу.
О том, насколько рыба вошла в повседневную жизнь дончан, можно судить на примере воспоминаний российского пианиста и дирижёра Кима Назаретова, его детство прошло в Ростове-на-Дону:
«Жили мы очень скромно и питались скудно, но всегда помню – на подоконнике у мамы на кухне стояла кадка с чёрной икрой, и мы её ели ложками без ограничения».
Донской край и сегодня держит лидерство в России по производству пресноводной (прудовой) рыбы, в 2014 году произведено 17 тысяч тонн высококачественной рыбной продукции.