В 2014 году отмечается скорбная дата: 28 июля исполнится сто лет с момента начала Первой мировой войны.
Забытые шлюзы
На территории Ростовской области тоже есть памятники Первой мировой войны. Краевед из Волгодонска Анатолий Чалых считает таковыми объекты шлюзования реки Дон, в сооружении которых в 1914 – 1918 годах принимали участие австрийцы (австровенгры), попавшие в русский плен.
- Согласно проекту «Шлюзование реки Дон» в 1914 – 1918 годах в наших краях планировалось возвести 9 шлюзов, – рассказывает «АиФ-Ростов» Анатолий Чалых. – Начали строительство трёх объектов, но из-за гражданской войны и других исторических поворотов этот проект реализовать успели не полностью. В 1924 году завершено строительство Кочетовского шлюза, который действует до сих пор. Камышевский и Константиновский, который ещё называют «мраморный» шлюз – из-за кварцевого известняка, пошедшего на его отделку, так и не достроили. Проект попал на полку истории, а остатки объектов поросли, что называется, быльём. Но, самое главное, мы забываем, что эти шлюзы строили участники Первой мировой войны – австрийские военнопленные. Об этом свидетельствуют католические кресты, установленные у каждого из шлюзов – на могилах умерших.
Пленные австряки болели и умирали. Поэтому у каждого шлюза есть своё захоронение, отмеченное крестом, с надписями на каменных плитах, сделанными на трёх языках – старо-русском, немецком и венгерском (мадьярском).
Безвестные имена
По словам Анатолия Чалых, на Камышевском строительстве за три года умерли человек 30. А вот при строительстве Кочетовского шлюза в 1914 году, в результате прорыва дамбы, погибли примерно 2000 человек австрийских военнопленных, работавшей на этой стройке.
- Очень вероятно, что в Ростовской области живут родственники погибших австрийцев, по разным причинам потерявшие связь с исторической родиной, и, возможно, сменившие фамилию из-за репрессий 30-х годов, - продолжает Анатолий Чалых. – Но ещё можно что-то исправить. В 2007 году в Семикаракорск, на открытие мемориала погибшим, приезжали представители общественной организация «Австрийский Чёрный Крест» (образована в 1918 г.). Обращение в эту общественную организацию поможет воссоединиться русско-немецким корням людских душ.
Памятные же кресты на могилах у заброшенных приходят в упадок. Не известно точное количество захороненных, необходимо установить и их фамилии. Не должно быть безымянных могил, пусть даже в них покоятся люди чужой страны и участники войны столетней давности.
Чтобы помнили
Анатолий Чалых предоставил «АиФ-Ростов» фоторепортаж, сделанный у Камышевского шлюза. На останках сооружения – следы вандализма и забвения. Но если этот уголок возродить, уверен краевед, может получится прекрасное место для яхт-клуба, базы отдыха, музея под открытым небом. Стороны шлюза, накрыв навесом, можно использовать для проведения фестиваля бардовской песни и других мероприятий. Сценическую площадку можно устраивать в центре – на импровизированном плоту.
Створ (территория, площадь) шлюза – также прекрасный бассейн для отдыха с теплой водой (быстрого течения Дона здесь нет). Подходные каналы с двух сторон (с закрываемыми створками) позволяют регулировать водообмен, поддерживать нормальное санитарное состояние воды и регулировать «вход-выход» маломерных судов.
- Стряхнув пыль безразличия, подняв из глубины времени даты и события, - говорит Анатолий Чалых, - мы с уважением отнесёмся к чьим-то отцам и дедам, вспомним и своих отцов, и историю своей страны. Время нельзя повернуть вспять. Но, отталкиваясь от него, можно идти вперёд. А это и есть то, ради чего мы живём.