Примерное время чтения: 5 минут
1069

Неизбежно, как смерть. Регионы массово поднимают ставки транспортного налога

Автовладельцы весть о повышении ставок транспортного налога приняли без восторга.
Автовладельцы весть о повышении ставок транспортного налога приняли без восторга. / senivpetro / ru.freepik.com

Известно, что бюджеты любого уровня пополняются налогами. Земельный, имущественный и транспортные налоги, а также торговый сбор, как говорится, «остаются на месте».

Чтобы пополнить казну, в 2025 году многие регионы решили поднять транспортный налог, пересчитать кадастровую стоимость земли и недвижимости. Как сильно и кого это ударит по карману? Выяснял rostov.aif.ru.

Не благие вести

Транспортный налог идёт на ремонт и строительство дорог в регионе. Имущественные можно тратить на здравоохранение, образование, социалку и т. д. Больше налогов — больше денег. А значит, и сделать можно больше.

Ставки транспортного налога в регионах не поднимали давно. По некоторым категориям автомобилей они не обновлялись с 2009 года. За эти годы выросли расходы на ремонт дорог, технику и зарплату водителям, а налог остался прежним.

Нынешний год в этом отношении стал переломным. Некоторые регионы повысили ставки транспортного налога, в остальных дело находится в законодательном процессе.

Так в Архангельской области повысили ставки налога для авто двух категорий мощности — до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с. А также для мотоциклов и автобусов. В Новосибирской области они выросли для машин с до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с. Машины мощностью от 150 до 200 л. с. разделили на возрастные категории: от 5 до 10 лет и старше 10 лет. В Волгоградской области повысили транспортный налог для автомобилей до 100 л. с., от 100 до 150 л. с. и от 150 до 200 л. с.

Ставки решили пересмотреть и в Ростовской области.

«Сумма налога не менялась 16 лет. Но мы отдаём себе отчёт, что за это время стоимость того же ямочного ремонта выросла в разы. Увеличились цены на технику, повышается стоимость труда. А ресурсы, которыми располагают муниципалитеты, снижаются», — заметил вглава донского регоина Юрий Слюсарь.

Жители эту весть приняли болезненно.

«Молодцы, так держать! Цены на всё подряд взлетели, теперь надо поднять налоги. Трассу М-4, построенную за счёт государства, сделали платной — вот оттуда и берите деньги. А ещё за воздух не забудьте брать налоги», — иронизирует дончанин Владимир Ручкин.

Собираемость транспортного налога всё же росла — за счёт роста числа автомобилей. Но и льготы по нему тоже расширяли ежегодно. Но они есть не у всех, и, платя налоги, люди хотят видеть, куда идут их деньги.

«Я пенсионер. Плачу транспортный налог — никаких по нему скидок, а мою улицу никак не могут заасфальтировать, ямы и канавы, как при Соловье-разбойнике, сами их засыпаем», — говорит сельский житель Юрий Иванов.

Система устарела
Эксперты давно говорят, что система взимания транспортного налога устарела, и предлагают её пересмотреть. Например, выставлять счёт автовладельцам, исходя из километража: чаще ездил – больше заплати. В некоторых странах такой подход уже действует. В Сингапуре, например, учитывают то, по каким именно дорогам ездил автомобиль и в какое время суток: в часы пик – дороже, ночью – дешевле. Легковой он или грузовой, тоже учтут.

Хотим хорошие дороги!

А ещё жители не особо верят, что станет лучше.

«Налоги я плачу регулярно, а дорог хороших как не было, так и нет. И после повышения ставки ничего не изменится. Сделайте дороги, как в Москве, и тогда повышайте», — предлагает ростовчанин Василий Емельянов.

Размер налога зависит от мощности двигателя, типа транспортного средства и года его выпуска.

В Ростовской области законопроект о повышении транспортного налога уже проходил первое чтение в июле 2024 года. Для легковых автомобилей мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. рекомендована ставка — 20 рублей за лошадиную силу. Сейчас — 15 рублей/л. с.

«Оценочно дополнительные поступления составят около 500 млн рублей ежегодно. Принятие законопроекта не потребует расходов из областного бюджета», — говорится в пояснительной записке.

Все действующие льготы сохранятся. Они касаются многодетных семей, ветеранов, инвалидов и других категорий жителей, требующих социальной защиты. Пенсионеров в этом списке нет.

По законам рынка

Ещё один способ повысить доходы местного бюджета — переоценка кадастровой стоимости недвижимости. Её обновляют с учётом роста цен и изменений рыночных условий. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровую стоимость пересматривают каждые два года. В регионах — каждые четыре.

На Дону земельные участки переоценят в следующем году, а в 2027 году — здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства и машино-места.

И. о. министра имущественных и земельных отношений Дона Станиславу Хлудину поручено изучить опыт других регионов, которые увеличили собираемость налогов после того, как обновили кадастровую оценку, привязав её к рыночным ценам и отказавшись от балансовой стоимости.

«Особенно по юрлицам. Как торговые центры можно по балансовой стоимости облагать налогом? Это же, на мой взгляд, нонсенс с точки зрения баланса интересов частного собственника и интересов региона», — заметил глава региона.

Он также пообещал найти в этом вопросе баланс, «чтобы новые оценки стали актуальными и справедливыми для всех».

Юрист Александр Григорьев:
Транспортный налог – один из основных собственных источников дохода муниципальных и региональных дорожных фондов. Устанавливая налоги, региональный законодательный орган определяет налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Но у региона есть право предусматривать налоговые льготы для своих жителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах