Известно, что бюджеты любого уровня пополняются налогами. Земельный, имущественный и транспортные налоги, а также торговый сбор, как говорится, «остаются на месте».
Чтобы пополнить казну, в 2025 году многие регионы решили поднять транспортный налог, пересчитать кадастровую стоимость земли и недвижимости. Как сильно и кого это ударит по карману? Выяснял rostov.aif.ru.
Не благие вести
Транспортный налог идёт на ремонт и строительство дорог в регионе. Имущественные можно тратить на здравоохранение, образование, социалку и т. д. Больше налогов — больше денег. А значит, и сделать можно больше.
Ставки транспортного налога в регионах не поднимали давно. По некоторым категориям автомобилей они не обновлялись с 2009 года. За эти годы выросли расходы на ремонт дорог, технику и зарплату водителям, а налог остался прежним.
Нынешний год в этом отношении стал переломным. Некоторые регионы повысили ставки транспортного налога, в остальных дело находится в законодательном процессе.
Так в Архангельской области повысили ставки налога для авто двух категорий мощности — до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с. А также для мотоциклов и автобусов. В Новосибирской области они выросли для машин с до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с. Машины мощностью от 150 до 200 л. с. разделили на возрастные категории: от 5 до 10 лет и старше 10 лет. В Волгоградской области повысили транспортный налог для автомобилей до 100 л. с., от 100 до 150 л. с. и от 150 до 200 л. с.
Ставки решили пересмотреть и в Ростовской области.
«Сумма налога не менялась 16 лет. Но мы отдаём себе отчёт, что за это время стоимость того же ямочного ремонта выросла в разы. Увеличились цены на технику, повышается стоимость труда. А ресурсы, которыми располагают муниципалитеты, снижаются», — заметил вглава донского регоина Юрий Слюсарь.
Жители эту весть приняли болезненно.
«Молодцы, так держать! Цены на всё подряд взлетели, теперь надо поднять налоги. Трассу М-4, построенную за счёт государства, сделали платной — вот оттуда и берите деньги. А ещё за воздух не забудьте брать налоги», — иронизирует дончанин Владимир Ручкин.
Собираемость транспортного налога всё же росла — за счёт роста числа автомобилей. Но и льготы по нему тоже расширяли ежегодно. Но они есть не у всех, и, платя налоги, люди хотят видеть, куда идут их деньги.
«Я пенсионер. Плачу транспортный налог — никаких по нему скидок, а мою улицу никак не могут заасфальтировать, ямы и канавы, как при Соловье-разбойнике, сами их засыпаем», — говорит сельский житель Юрий Иванов.
Хотим хорошие дороги!
А ещё жители не особо верят, что станет лучше.
«Налоги я плачу регулярно, а дорог хороших как не было, так и нет. И после повышения ставки ничего не изменится. Сделайте дороги, как в Москве, и тогда повышайте», — предлагает ростовчанин Василий Емельянов.
Размер налога зависит от мощности двигателя, типа транспортного средства и года его выпуска.
В Ростовской области законопроект о повышении транспортного налога уже проходил первое чтение в июле 2024 года. Для легковых автомобилей мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. рекомендована ставка — 20 рублей за лошадиную силу. Сейчас — 15 рублей/л. с.«Оценочно дополнительные поступления составят около 500 млн рублей ежегодно. Принятие законопроекта не потребует расходов из областного бюджета», — говорится в пояснительной записке.
Все действующие льготы сохранятся. Они касаются многодетных семей, ветеранов, инвалидов и других категорий жителей, требующих социальной защиты. Пенсионеров в этом списке нет.
По законам рынка
Ещё один способ повысить доходы местного бюджета — переоценка кадастровой стоимости недвижимости. Её обновляют с учётом роста цен и изменений рыночных условий. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровую стоимость пересматривают каждые два года. В регионах — каждые четыре.
На Дону земельные участки переоценят в следующем году, а в 2027 году — здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства и машино-места.
И. о. министра имущественных и земельных отношений Дона Станиславу Хлудину поручено изучить опыт других регионов, которые увеличили собираемость налогов после того, как обновили кадастровую оценку, привязав её к рыночным ценам и отказавшись от балансовой стоимости.
«Особенно по юрлицам. Как торговые центры можно по балансовой стоимости облагать налогом? Это же, на мой взгляд, нонсенс с точки зрения баланса интересов частного собственника и интересов региона», — заметил глава региона.
Он также пообещал найти в этом вопросе баланс, «чтобы новые оценки стали актуальными и справедливыми для всех».