Примерное время чтения: 9 минут
455

Снести нельзя оставить. Что делать с уродующими Ростов гаражами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. "АиФ на Дону" 01/09/2021
Территория гаражного кооператива потенциально опасна в санитарно-эпидемиологическом и пожарном отношении.
Территория гаражного кооператива потенциально опасна в санитарно-эпидемиологическом и пожарном отношении. Из личного архива

«А частные гаражи мы снесём как уродующие лицо города. И по этому месту будут мчаться автобусы и троллейбусы… тьфу!» все же помнят фильм «Гараж» Эльдара Рязанова?

Частных гаражей, «уродующих лицо города», в донской столице хватает. И сносить их никто не собирается. Можно ли в таких кооперативах хотя бы навести порядок? Активные ростовчане уверены, что можно. И призывают власть это сделать.

Слово к делу не пришьешь

Автокооперативу «Чайка», расположенному на ул. Нансена, через год будет 60 лет. Когда год назад здесь начали возводить новый дом, застройщик говорил, что на месте гаражей построят некий муниципальный объект – детский сад, поликлинику или МФЦ. Мол, даже публичные слушания уже назначены. Теперь же выясняется, что у города таких планов пока нет.

«Директор регулирует и обсуждает этот вопрос с администрацией города, но окончательного ответа ещё нет, – отвечает представитель застройщика. – Нам тоже не безразлична судьба прилегающей территории».

Так застройщик расписался в своём бессилии, а будущие жильцы новостройки чувствуют себя обманутыми – ведь слова и обещания к делу не пришьёшь. Чем же так не устраивает новосёлов соседство с гаражами?

«Гаражи давно превратились в свалку и бомжатник. Напрягают тем, что я не хочу, чтобы у меня за окном второго этажа воняло смесью гнили, мусора и бензина», – объяснил будущий житель новостройки Вадим.

Людей можно понять – такое соседство мало кому понравится. Особенно беспокоят их живущие на территории гаражного кооператива стаи бродячих собак и крысы.

«Крыс там полно, каждый может сам в этом убедиться. Собаки воют с двух ночи до пяти утра. Это место давно превратили в свалку: мусор выбрасывают иногда вообще левые машины, не из гаражей. А иногда и свои же – жители близлежащих домов. Дети там в прятки играют, на крыс охотятся, шалаши строят», – сообщают обеспокоенные ростовчане.

Гаражный кооператив – не просто некомфортная городская среда, но и небезопасная: если в один далеко не прекрасный момент здесь вспыхнет пожар, будет неудивительно. А какую инфекцию и куда разносят живущие здесь крысы, можно только догадываться.

Свалка посреди города

Снести гаражи и построить на этом месте муниципальный объект просто так не получится. Гаражный кооператив находится здесь на законных основаниях, а у большинства строений есть собственники. Как они привели территорию в антисанитарное состояние – вопрос риторический. Но почему с них никто за это не спрашивает? Не выносит, к примеру, предписаний и не штрафует? На эти вопросы жители хотели бы получить ответ.

«Мне кажется, что претензия, скорее, не к гаражам, а к самой территории кооператива – там нет асфальта, грязно и очень много мусора. Очень похоже на страны третьего мира. По мне, так, вообще, всё равно, что там с наличием гаражей, главное только, чтобы они не выглядели как свалка посреди города», – заметил Сергей Петров.

Кстати
Федеральный закон установил срок, в течение которого граждане могут в упрощённом порядке оформить свои права на гаражи и земельные участки, на которых они расположены. Этот срок – пять лет.

Территория относится к Октябрьскому району Ростова-на-Дону. Но в городе есть другие примеры.

«У нас в Александровке к забору нашего ЖК тоже примыкают гаражи. Вот вообще нет претензий к ним – приличные, нет грязи и никак не мешают», – делится опытом жительница Пролетарского района Виктория.

Нет собственности – нет ответственности

В советское время гаражи передавали из поколения в поколение или просто продавали по расписке, не задумываясь об их оформлении. В 2005 году в России вступил в силу новый Градостроительный кодекс, и только с этого года гаражи начали регистрировать.

Запущенные территории гаражных кооперативов доставляют неудобства не только жителям города, но и целым организациям. Усугубляет ситуацию и то, что многие строения юридически вообще никак не оформлены. А нет права собственности – нет и ответственности. Кроме капитальных строений в городе много самовольно занятых участков металлическими гаражами. В том числе бесхозяйными.

«У нас в городе пять кампусов, и есть территории, где стоят частные гаражи. Несмотря на то, что это федеральная земля. Когда-то райисполком (горисполком) разрешил автовладельцам поставить здесь гаражи. Но сейчас, когда мы начинаем выяснять с владельцами отношения в судах, оказывается, что они ждут «гаражной амнистии», затягивают снос, – считает ректор ДГТУ Бесарион Месхи. – Сейчас все захотят их зарегистрировать. А потом, когда понадобится освободить землю под строительство, будет много проблем. Что стоит законно и никому не мешает, то можно разрешить оформить. А всё остальное надо убирать. Может быть, через компен­сацию».

Совершенного механизма, как это сделать по закону, пока нет. Но с 1 сентября в стране вступает в силу закон о «гаражной амнистии». У людей появляется реальная возможность легализовать свои строения. Даже если у них на руках минимум документов.

Капитальные гаражи оформить в собственность будет легче. С нестационарными, скорее всего, возникнут проблемы, ведь ставили их, как бог на душу положит, без всякого разрешения. А будут ли в городе разработаны схемы размещения нестационарных гаражей, пока неизвестно.

«Опасный» гараж 

Сегодня в России около 2,5 млн незарегистрированных гаражей. В Ростовской области их примерно от 200 до 300 тысяч. Как быстро их узаконят или снесут, покажет время. Но кое-что можно сделать и не дожидаясь «гаражной амнистии». Примеры есть.

Жители многоквартирных домов на улицах Текучева, 112/1, и Народного Ополчения, 25, в Ленинском районе города три года жаловались в различные инстанции на бесхозяйный гараж в их дворе. Он блокировал пожарный проезд, там часто собирались горожане, распивающие спиртные напитки. И даже днём люди опасались проходить мимо этого злачного места.

Недавно городские власти гараж, наконец-то, демонтировали. Решить проблему помогли эксперты Ростовского регионального отделения Общероссийского народного фронта.

«Гараж на земельном участке был расположен незаконно, договор аренды не заключался, за все годы существования этого объекта жители домов так и не смогли найти его собственника. Это подтвердила и местная власть, – рассказала член регионального штаба Народного фронта Галина Лебедь. – На этом месте можно было бы организовать детскую или спортивную площадку, разбить клумбу».

Одной проблемой в отдельно взятом дворе стало меньше. Жильцы очень довольны. Но сколько ещё ростовчан годами ждут решения подобных вопросов? И коль уж снести заброшенные строения закон не позволяет, то никакой закон не запрещает принудить собственников содержать своё имущество надлежащим образом. Особенно в тех гаражных кооперативах, которые существуют на вполне законных основаниях. Во всяком случае будущие жильцы дома по ул. Нансена, 119 Б, ждут от властей своего района именно этого.

«Мы всё-таки надеемся, что к моменту заселения нашего дома вопрос с этими гаражами решится, – говорит молодая мама Елена. – Будет на их месте муниципальный объект или нет, уже не важно. Главное, чтобы это место перестало быть потенциально опасным для нас и наших детей».

Месяц назад в ростовской области был принят областной закон, регламентирующий упрощённый порядок оформления прав граждан на гаражи и земельные участки под ними.

Теперь, если у человека на руках нет документов, подтверждающих его право собственности на гараж, можно представить любой документ, выданный органом государственной власти, который бы подтверждал факт, что человек этот гараж строил. Или документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий внесение членских взносов. При этом строение должно быть капитальным, а не металлическим, построенным до 2005 года – до введения действующего Градостроительного кодекса России. И, конечно же, не быть самостроем.

Мнение власти

Министр имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области Евгений Осыченко:

– Нестационарных гаражей очень много. Размещались они традиционно гражданами так, как им было удобно. А удобно им было не так, как жителям дома. В том числе – в местах общего пользования, в местах благоустройства. Необходимо разработать порядок приобретения гражданами права на получение разрешения на размещение нестационарного гаража. Мы полагаем, что желающих может быть больше, чем возможностей. Наиболее проблематично это будет в жилой застройке. Нельзя оставить всё, как есть, надо упорядочить. Поэтому новая схема размещения не всегда будет соответствовать тому, что уже сложилось. Могут быть конфликтные ситуации, и какие-то гаражи придётся убирать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах