Примерное время чтения: 9 минут
199

Ресторан не по карману? Почему общепит в Ростове поднимает цены

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ-Ростов" 27/09/2023
Рестораны поднимают цены – потребители привыкают.
Рестораны поднимают цены – потребители привыкают. / Юлия Стус / АиФ-Ростов

На дворе осень. Даже нашими южными вечерами хочется больше тепла, уюта и вкусной еды. Самое время встретиться с друзьями, обменяться впечатлениями от летних отпусков. Где посидеть? Конечно же, в ресторане!

Донские кафе и рестораны ждут гостей и… готовятся поднять цены. И дело не только в стоимости продуктов. С 1 октября для фастфуда повышают НДС. Что думают об этом рестораторы? Не предпочтут ли покупатели обедать и ужинать дома?

Разбирался rostov.aif.ru.

Цифры против фактов

Цены в донских кафе и ресторанах растут. Это факт. Основная причина – подорожание продуктов, в том числе местных. По данным Ростовстата, минимальный набор продуктов питания в регионе по сравнению с декабрём вырос в цене на 5,3%. В августе условный продуктовый набор стоил 5,5 тыс. рублей. В перечне: хлеб, макароны, мука, крупа, мясо, рыба, яйца, молоко, некоторые фрукты и овощи, а также сахар, карамель, печенье и чай.

«Цифры могут говорить, что угодно, но мясо, которое мы закупаем, стало дороже на 40%. Мы ещё держим цены, но с октября придётся их повышать. Лучше так, чем снизить качество: у нас нет заморозки, готовим понемногу, технологию соблюдаем. Поэтому вкусно и люди к нам идут», – поделилась хозяйка небольшого ростовского кафе на ул. Социалистической Елена Афонина.

На Дону зарегистрировано 6,6 тыс. предприятий общественного питания. От демократичного фастфуда до элитных ресторанов класса люкс. Поднимать цены вынуждены все, даже дотационные столовые на предприятиях. Как вариант, уменьшать размер порций.

«Рестораны стараются сдерживать цены, но наступает момент, когда это практически невозможно на фоне подорожания всего: продуктов, бензина, логистики», – поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

Между тем, есть и другие цифры. В Ростовской области в этом году в сфере общественного питания отмечен рекордный рост. По данным Ростовстата, начиная с февраля, ежемесячный прирост оборота к уровню 2022 года составил почти 70%. Цифры удивили не только обывателей, но и профессионалов.

«В Ростове никакого роста мы не видим. В городе 3-4 ресторана заполнены, а остальные стоят полупустые. За последние 8 лет этот летний сезон был, наверное, самым низким», – признался порталу donnews.ru ростовский ресторатор Максим Коган.

Но не будем спешить с выводами и обвинять статистику в лукавстве – всему есть своё объяснение. Об этом чуть ниже.

Сэндвичи закодировали

Донским ресторанам придётся поднять цены ещё на 15-20%. И дело уже не в подорожавших продуктах. С 1 октября НДС для фастфуда повысят с 10% до 20%. Дело в том, что льготная ставка в общепите действует не на всё.

«Сэндвичи, гамбургеры, чизбургеры, замороженная пицца в льготный НДС-перечень не входили. Но в законе это было прописано нечётко. Теперь с 1 октября 2023 года для общепита будут действовать новые коды – их четыре. Все подробности в письме ФНС от 14.09.2023 № СД-4-3/11773@. Тем, кто работает по общей системе налогообложения, нужно будет применять новые коды ОКПД2 и включать в цену блюда 20% НДС. За нарушение – штраф от 20% неуплаченного налога», – разъяснил специалист по налоговому праву, юрист Александр Григорьев.

В первую очередь цены могут поднять заведения фастфуда. Такие, как «Вкусно – и точка», Burger King и KFC с Rostic’s и т.п. Гамбургеры и чизбургеры у них ходовой товар. Между тем, продажи сетевиков фастфуда и без того не радуют.

«Средний чек одного платежа в фастфуд-кафе в первом квартале составил 368 рублей. Годом ранее он был 540 рублей», – подсчитали аналитики одного из российских банков.

Специалисты прогнозируют, если цены вырастут, народ вместо фастфуд-кафе будет выбирать уличную еду: киоски с шаурмой, пекарни и прочие «донерные».

Дожуйте свой дежурный бутерброд

Потребителя проблемы бизнеса волнуют мало и в слёзы рестораторов они не верят. Дончане желают, чтобы было вкусно и недорого. И предлагают свои способы решить проблему.

«Я иду в ближайший магазин и беру там филе (!) кролика за 500 рублей 500 г. Вечером иду в кафе, а там салат «Цезарь» с курицей за те же 500 рублей (200 г). Мяса в нём 50-80 г. Курицы (не кролика!). Остальное – трава (сейчас сезон) и сухари. Чувствуете разницу? Как приготовлены сухари и листья салата? Да не особо затратно. Плюс я иду в розничный магазин, а не в опт, как рестораторы. Поэтому и говорю – двигайтесь в прибыли, – предлагает ростовчанка Юлия Кудина. – Многие были и за границей. В Италии, Греции, на Кипре, в Чехии, Испании... Там в кафе порции огромные, цены адекватные, обслуживание прекрасное. Так что есть с чем сравнить. Можете повторить? Повторите! А повысить рентабельность поднятием цен много ума не надо».

Есть и те, кто вообще предлагает спуститься с небес на землю.

«Люди с «достойной» пенсией падают в обморок от цен в «элитном» «Светофоре», а вы тут ноете, что рестораны подорожают», – пристыдил дончан Симон Визенталь.

А вот мнение реалиста.

«Просто рестораны, как в совке, станут роскошью для элиты. И по большим праздникам для остальных. А для большинства вернутся «рыгаловки», столовки, пельменные», – прогнозирует Никита Парченко.

Локация плюс удача

А ещё в каждом регионе свои особенности. Именно они объясняют данные статистики о рекордном росте в сфере донского общепита. Ресторанную индустрию Дона поддержал внутренний туризм – в этом году он серьёзно вырос. Со всей страны люди ехали на юг, к морю, через Ростовскую область. Было и худо не без добра: из-за атак на крымский мост вырос автотрафик в новые регионы страны и в Крым. Путешественники останавливались на ночлег и посещали места развлечения. В кафе и ресторанах парка «Лога», например, в иные дни было просто не протолкнуться.

«Парк удачно расположен на трассе М-4 «Дон». Вечером ожидание в очереди к нам доходило до 2,5 часа. Это только, чтобы зайти. У других заведений точно также», – поделилась сотрудница ресторана «Бояринъ».

А вот кафе в торговых центрах сегодня испытывают дефицит клиентов. Но это временный спад. Рано или поздно ТЦ снова оживут – пустующие площади заполнят арендаторы, люди немного разбогатеют и поедут за покупками. Не верите? Напрасно. Те, кто давно работает в бизнесе, прекрасно знают, что после кризиса неизбежно наступает подъём. Поэтому не опускают руки, а работают. Бизнесмены кормят нас, а мы – их. Хм. А не сходить ли нам в эти выходные в ресторан?

Индивидуальный предприниматель в сфере общепита Игорь Зайцев:

– Ошибаются те, кто думает: меня это не касается, я по ресторанам не хожу. Повышение цен в сегменте премиум отразится и на нижнем – кафе, столовых, чебуречных и рюмочных. Закупка, доставка, обслуживание, повышение зарплат сотрудникам – эти издержки растут у всех. Можно закрывать глаза на ситуацию и не верить крокодиловым слезам предпринимателей, проблема не исчезнет. Сейчас мы продержались благодаря транзитному туризму. Но транзитники редко доходят до ресторана – предпочитают то, что быстрей и дешевле. Ростовчане, конечно, ходят в рестораны – город же миллионник. Но и они всё чаще предпочитают заведения, где можно со своим спиртным. А то и вовсе свою водку под столом разливают.

На Дону есть заведения на любой вкус и кошелёк – от демократичного фастфуда до элитных ресторанов класса люкс.

В этом году ресторанную индустрию Дона поддержал внутренний туризм. Со всей страны люди ехали на юг через Ростовскую область.

Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Алексей Панкратов:

– В Ростовской области ценообразование сопоставимо динамике всей Российской Федерации. В некоторых моментах в регионе цены ниже, чем у соседей, те же хлеб и масло. Ситуация в области ценовой политики стабильная, отрицательных колебаний не ожидается.

Язык вилки и ножа

Если вы довольны (или недовольны) блюдом и хотите, чтобы шеф-повару это передали, воспользуйтесь языком жестов. Показать официанту своё отношение к блюду можно при помощи вилки и ножа.

  • Блюдо понравилось. Положите вилку и нож параллельно, близко друг другу, только поперёк тарелки, так, чтобы ручки слегка свешивались с левого края.
  • Блюдо не понравилось. Положите скрещенные вилку и нож на тарелку так, чтобы вершина была направлена от вас, а кончик ножа воткнут между зубцами вилки. Если вы недовольны не едой, а обслуживанием, скрестите нож и вилку также, но положите их вершиной к себе. ​
Показать официанту своё отношение к блюду можно при помощи вилки и ножа.

Показать официанту своё отношение к блюду можно при помощи вилки и ножа. Фото: АиФ-Ростов/ Ольга Грекова

Конечно, все эти действия имеют смысл только в том случае, если официант сам владеет языком столовых приборов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах