Примерное время чтения: 8 минут
1170

Цифровой бизнес. Как заработать на информационных технологиях?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ на Дону» 28/11/2018

В нашем веке без IT-технологий никуда. По популярности IT-профессии (например, программист, системный администратор и веб-мастер) давно уже обогнали космонавтов, раз­ведчиков и спасателей. А преуспевают ли компании, которые выбрали информационные технологии своим бизнесом?

Начинали на кухне?

Раньше считалось, что IT-бизнес - это всё, что связано с компьютерами, с «железом». Примерно в 1988-89 годах ростовские институты начали приобретать первые компьютеры, устанавливать машины на кафедрах, проводить с их помощью какие-то вычисления. Но чаще компьютеры использовали как печатную машинку, которая может ещё и ошибки исправлять. О программах (софте) знали мало. Однако, вроде бы самые консервативные люди - бухгалтеры, стали первыми, кто массово начал применять в своей работе специальное программное обеспечение.

В 90-е годы предприятия появлялись в огромных количествах, а государство, в свою очередь, ужесточало контроль за ведением бухгалтерии. Сотрудникам фирм вручную становилось всё сложнее обрабатывать огромное количество бумаг. В итоге на помощь пришли информационные технологии в виде специальных программ.

Андрей Шеремет: «Искали сферу созидательную, направление, где можно приносить реальную пользу».
Андрей Шеремет: «Искали сферу созидательную, направление, где можно приносить реальную пользу». Фото: Из личного архива/ Андрей Шеремет

«Как мы начали этот бизнес? Искали сферу созидательную, направление, где можно приносить реальную пользу, -  рассказывает генеральный директор одной из самых известных и старейших компаний, занимающихся программным обеспечением, ростовчанин Андрей Шеремет. - Да и стать представителем молодой тогда компании, производящей программы для бухгалтеров, было несложно. Достаточно было приобрести компьютер (в 1994 году - это тысяча долларов), заключить договор с производителем и купить пять программ, мы тог­да взяли самые дешёвые, это обошлось примерно в 200 долларов. Старт вроде бы лёгкий».

У Шеремета и его партнёров образование было подходящее: в вузе они изучали программирование. Но одного этого оказалось мало. Ценен был тот специалист, который не только мог научить бухгалтера, как пользоваться специальной программой, но и сам разбирался в тонкостях ведения бухучёта, мог понять, что именно нужно клиенту. Частенько программистов вызывали в компании во время проведения аудиторских проверок, сведения балансов: «Почему программа так посчитала, объясните?» И они объясняли, помогали.

Сначала работали так: одна из больших страховых компаний выделила на своей кухне место, за шкафчиком установили два стола, где и стучали по клавишам начинающие бизнесмены. Учили бухгалтеров, компьютеризировали фирму.

«Приходили в компанию и говорили: «Мы избавим вас от ручного труда и рутины, сделаем ваш финансовый учёт удобным и прозрачным», - продолжает рассказывать Андрей Николаевич. - С 1995 по 2005 год - это время, когда среди экономистов и финансистов шёл ликбез. 80% бухгалтеров Ростовской области так или иначе прошли через нас или наших партнёров. Такой вот вклад в устранение айтишной безграмотности среди бухгалтеров».

Программе обучали индивидуально или проводили занятия для сотрудников на предприятиях. Но когда в 1999 году программа «1С» стала стандартом, потребность в учебном центре перед компанией Андрея Шеремета встала остро, поскольку люди массово захотели овладеть премудростями этого программного обеспечения. И такой центр появился.

Меняй мышление!

«Довольно долго в нашей компании работали всего несколько человек, - вспоминает Андрей Николаевич. - Все занимались всем: на телефон отвечал тот, кто в данный момент проходил мимо, коробки с программами разгружал и тащил на четвёртый этаж тот, кто был ближе ко входу. Но у нас был принцип - работать на развитие, вкладывать деньги в расширение дела, а не покупать себе, например, дорогие машины или апартаменты. Если ты не развиваешься, то так и остаёшься индивидуальным программистом.

Кстати, до сих пор многие компании, которые начинали вместе с нами, так и работают, не имеют продавцов софта и услуг, не имеют людей, занимающихся продвижением фирмы на рынке. Логика такая: «А зачем?». Все эти годы подобные фирмы довольствуются узким кругом заказчиков. Между тем болезнь или отпуск руководителя (порой он же программист, он же техподдержка, он же продавец) всегда плохо сказывается на работе компании».

Постепенно в фирме Андрея Шеремета появились и разработчики, и продавцы, и менеджеры по персоналу и рекламе. У компании несколько филиалов, учебных площадок и развиваются различные направления услуг для практически любой сферы бизнеса.

«Чтобы компания выходила на другой, более высокий уровень руководителю надо вовремя менять мышление. У каждого предприятия есть свой этап развития, сначала у тебя работают 10 человек, потом 30, потом 100 человек.

Меняется количество сотрудников, меняется структура фирмы и все процессы. Каждый переход на новый уровень - это внутренний кризис для компании, и на каждом этапе развития руководителю необходимо меняться самому, менять систему управления, мотивации персонала. Трудно перейти от почти семейной конторы к крупной компании», - делится секретом успеха Андрей Шеремет.

Кризис? Как раз это время благодатное для развития компаний, предоставляющих услуги в сфере IT. Есть только два способа поднять бизнес, выжить в непростых экономических условиях: это вливание финансов в своё дело и улучшение, оптимизация всех процессов. Второй способ самый эффективный и экономичный. Да, ты тратишь какие-то средства на установку программного обеспечения, позволяющего тебе автоматизировать свой бизнес, но это быстро окупается. Плюс, как правило, руководитель начинает видеть какие-то расходы или недочёты в работе, до которых раньше руки не доходили, да и нельзя было их учесть и контролировать.

«Хотелки»  — не мелочь

Сейчас IT-бизнес трансформировался, если раньше специальные программы использовали только для бухучёта, то теперь IT-технологии помогают наладить весь управленческий учёт, помочь заказчику решить его проблемы. Например, одним из клиентов компании Андрея Шеремета является аэропорт.

Там есть свои бизнес-процессы, присущие только воздушному порту: приём багажа, формирование рейсов, расчёт аэропортовых сборов - всё это невозможно учитывать в комплексе. В итоге специальный софт помогает завязать всё в единую систему, свести между собой и учесть все мелочи, вплоть до автоматизации процесса вывода на печать наклеек на чемоданы пассажиров. Если клиент точно знает, что он хочет, то это почти всегда можно реализовать. Сейчас над воплощением в цифру «хотелок» клиентов работают целые отделы, а когда-то было так:

«Как-то мы работали у одного из наших первых заказчиков. Видим, сотрудники его сосредоточенно и долго колдуют что-то в таблицах Exсel. Вздыхают, снова пересчитывают. Интересуемся, что именно они делают. Объясняют: «Вот у нас пришло 200 счетов, теперь нам это всё надо суммировать, а потом сделать отдельный счёт уже конкретно на каждое судно, которое к нам в порт заходит».

За несколько часов мы сделали так, что теперь все эти сложные вычисления можно было проводить в нашей программе. Заказчик обрадовался и посоветовал нашу компанию своим друзьям -пароходчикам, у которых тоже были до этого рутинные расчёты. В итоге мы получили ещё 27 новых клиентов».

По словам Андрея Николаевича, сейчас его компания движется в сторону консалтинга.То есть оказывает услуги по консультированию и айтишной поддержке руководителей и сотрудников фирм-заказчиков, занимается разработкой своих программных продуктов. Огромное количество времени и финансовых средств Андрей Шеремет тратит на обучение... ребят.

«Грамотных специалистов-айтишников катастрофически не хватает. Мы стараемся ловить талантливых и перспективных ребят ещё в школе. Даём им возможность обучиться программированию и заранее определиться с профессией».

Я б в айтишники пошёл!

Василий Калачёв, заведующий кафедрой «Технологии автоматизации в бизнесе» ЮФУ:

«Такая неизвестная ранее профессия, как IT-специалист стала востребованной. Это своеобразный тренд современности, это модно, престижно, за хорошими айтишниками гоняются ведущие компании. Поэтому растёт количество бюджетных мест в вузах и колледжах на IT-специальностях и направлениях подготовки. В ростов­ских школах открываются IT-классы. А также мы наблюдаем настоящий бум в сфере дополнительного образования детей».

В целом ростовские заведения, где ребят научат программированию, можно разделить на несколько групп:

- системное обучение (это, например, математические воскресные школы при факультетах ведущих вузов или при крупных IT-компаниях). Здесь практикуют такой подход: школьник с «нулевыми» знаниями в области информационных технологий получает реальную возможность не только обучаться на курсах, но и построить карьеру в отрасли, в последствии получив высшее образование за счёт бюджета;

- курсы для школьников (многочисленные курсы робототехники), они позволяют получить навыки в профессии и первичную профессиональную ориентацию;

- школа Samsung и Яндекс. Лицей предоставляет бесплатные для школьников образовательные программы, но, чтобы начать обучение, необходимо пройти серьёзный конкурс.

Выбор языков программирования довольно широк: C++, Python, JavaScript, 1С и другие. Обучение этим языкам, естественно, адаптировано к возрасту учеников.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах