Ошибка пилота, погода или мандарины? Почему в 82-м в Ростове разбился Ан-26
Самолёт такого типа потерпел крушение в аэропорту Ростова-на-Дону в 1982 году. / Fedor Leukhin/CC BY-SA 2.0 / Commons.wikimedia.org
Авиакатастрофа грузового Ан-26, принадлежавшего Туркменскому управлению гражданской авиации СССР, произошла в 20 часов 44 минуты 23 декабря 1982 года.
В этот день самолёт «Аэрофлота» летел по маршруту Сухуми – Краснодар – Ростов-на-Дону – Красноводск (Туркмения) и разбился в пяти километрах от аэропорта донской столицы.
На борту находились 16 человек: инструкторский экипаж – четыре авиатора, одиннадцать тренируемых, а также один неоформленный служебный пассажир – штурман самолёта Ан-26 ныне Красноводского ОАО. Все погибли.
Целью перелёта (с одной посадкой в Ростове) была подготовка экипажей по программе их переучивания с Ан-24 на Ан-26.
«АиФ-Ростов» напоминает хронологию трагедии и главные версии её причин.
Задержка из-за мандаринов
Вовремя вылететь из сухумского авиагородка аэропорта Бабушара лайнеру не удалось.
По данным Аvia.pro, вылет был задержан на 2 часа 16 минут в связи с изъятием у экипажа сотрудниками милиции несанкционированного груза - запрещённых к вывозу 300 килограммов мандаринов.
Но затем авиалайнер без существенных замечаний и отклонений выполнил первую часть перелёта и приземлился в Ростовском аэропорту.
Нарушения экипажа и непогода
Перед вылетом из донской столицы экипажем в полном объёме была проведена предполётная подготовка. Но аэропорт был перегружен. Задержка Ан-26 с вылетом имела место и в Ростове - по причине опоздания. Известно также, что экипаж повторной метеоконсультации перед дальнейшим полётом не прошёл.
Согласно показаниям очевидцев, в месте вылета видимость не больше 500 метров. В Ростове-на-Дону к тому времени уже была ночь, а над землёй стоял туман.
При этом вертикальная видимость составляла 60 метров, горизонтальная – 720 метров, а видимость по огням на взлётно-посадочной полосе – 1130 метров, что соответствовало метеорологическому минимуму командира экипажа. Юго-юго-восточный был при этом умеренный.
Известно также, что при выполнении запуска двигателей вспомогательный двигатель Ан-26 не смог выйти на номинальный режим, так как была неисправна лента перезапуска.
В нарушение наставлений экипаж всё-таки принял решение о выполнении взлёта. Но из-за падения суммарной силы тяги взлётный вес – и без мандаринов – оказался завышенным на 943 килограмма.
Меньше двух минут
В 20:42:42 Ан-26 всё-таки взлетел с полосы и на скорости 283 км/ч начал набирать высоту. Но полёт туркменского борта длился меньше двух минут.
На высоте 70 метров лайнер начало сносить с курса боковым ветром, но экипаж этого не заметил, так как полёт проходил в густом тумане.
Когда на скорости 320 км/ч самолет набрал высоту 170 метров, то командир распорядился убрать закрылки, что и было выполнено в два приёма. Из-за тумана экипаж не видел наземных ориентиров и не заметил, как перегруженный и плохо сбалансированный авиалайнер просел и стал резко терять высоту.
Когда пилоты осознали, что происходит, и потянули штурвалы на себя, было уже поздно. На высоте 38 метров относительно уровня аэродрома самолёт на скорости 405 км/ч врезался в деревья лесополосы. Отвалилась правая часть крыла. Через 75 метров полёта Ан-26 вошёл в крен и ударился о землю правым двигателем и хвостом.
«Пропахав» по земле несколько десятков метров, самолёт ещё раз врезался в деревья второй лесополосы и окончательно разрушился. Точное место гибели Ан-26 находится в пяти километрах от взлётно-посадочной полосы ростовского аэропорта и в 1180 метрах левее её оси. Весь полёт продолжался одну минуту и 40 секунд.
Все 16 человек, находившиеся на борту, погибли. Расследования авиакатастрофы специальной комиссией показали, что в течение всего полёта связь с диспетчерами экипаж вёл спокойным тоном. Последний переговорный контакт была за две секунды до столкновения самолёта с землей, когда экипаж подтвердил условия выхода.
При этом внутрикабинные переговоры заглушились сигналом зумера опасной высоты радиовысотомера.
Официальное расслдование назвало причинами катастрофы ошибку экипажа и сложные метеоусловия. Возможно, если бы не потеря двух часов из-за мандарин, крушения могло и не быть.
Взлетно-посадочная полоса, где разбился Boeing. Кадры с вертолёта | Фотогалерея
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.