В стране готовят программу по стимулированию интереса к физике у школьников. Об этом рассказал на прошлой неделе министр образования РФ Валерий Фальков. В Ростове физику развивают давно.
О выборе пути и инженерной мысли
– Татьяна Владимировна, в науку, как и в искусство, обычно приходят сразу из детства. Как произошло у вас?
– Я была отличницей и проявляла интерес ко всему. Но мне очень повезло с учительницей физики. Ещё до того, как начался этот предмет, она пригласила на занятие, где показывала нам, пятиклашкам, опыты, и я подумала: тоже так хочу! Прошло время, и теперь я уже сама показываю опыты. И вне физики и преподавания себя не представляю.
– Какая область физики вас восхищает?
– Инженерная мысль. Объяснить процесс, почему летает, к примеру, самолёт, можно. Но как человеку удаётся это сконструировать? Как в голове изобретателя произошли все эти сложнейшие расчёты, мне до сих пор не понятно, и эта тайна завораживает.
– Наталья Бехтерева, крупнейший исследователь мозга, говорила, что человек узнает многое, но главное останется за Богом. В физике тоже так?
– Смотря что мы вкладываем в понятие Бога. Если то, что не подвластно уровню нашего сознания, то да. Например, космология. Рождение Вселенной. Теория Большого взрыва не полная и рождает новые вопросы. Можно это разложить на процессы, явления, но мы получим следствие. А причины – нет, не знаем... Поэтому фундаментальные исследования всегда интересны. И тайны, которые ждут своего открытия, не закончатся.
О радиации и лучших местах для жизни
– Много ваших работ по изучению атмосферного электричества посвящены предгорным районам. Почему?
– Так получилось исторически: вначале я работала с одной экспериментальной группой, исследования проводились в степной зоне, а потом была другая группа и новая экспериментальная база – в Приэльбрусье. И было очень интересно сравнить разные микроклиматические зоны. В том числе и по радиоактивности. Ростовская область имеет достаточно высокий уровень радиоактивности, но это связано не с атомными станциями, а со строением почвы. Территория Ростовской области находится на стыке литосферных плит, поэтому у нас повышенная радиоактивность.
– Как это влияет на местных жителей?
– Влияет, но не настолько, чтобы можно было говорить о каких-то последствиях. Этот радиационный фон был всегда, люди к нему адаптировались и нормально живут. Если рассматривать самые чистые в радиоактивном смысле области, то это будут горные районы, полярные и приполярные зоны. Городская индустрия с обилием машин и, соответственно, выхлопных газов, большая плотность населения изменяют состав атмосферы.
О студентах и синхротронах
– Вы не раз говорили, что в 90-е у вас как у студентки ничего не было, а сегодня у студентов всё есть. Что скрывается за этим «всё»?
– Возможности. Множество направлений, где молодёжь может себя проявлять: и в спорте, и в творчестве, и в науке. Университеты проводят много мероприятий, мастер-классов и интенсивов. Есть масса конкурсов, где можно заявить о себе, запустить стартап, попробовать себя как предприниматель. Сегодня университетские научные команды берут к себе студентов и работают с ними в партнёрстве. То есть ты можешь начать свой профессиональный путь гораздо раньше. У меня были один учебник физики, справочник и задачник. У современных ребят – масса литературы с разными подходами. Благодаря этому у них другие когнитивные возможности. Современные одиннадцатиклассники в образовательном смысле на голову выше меня в их возрасте. Ну, и психологически они другие: если мы начали что-то о себе понимать к 30 годам, то они в 20 уже многое о себе, настоящих, знают.
– Прочла исследование 2015 года о резком росте интереса абитуриентов к физфакам. С чем это связано?
– С попытками докопаться до сути. Люди хотят раскрыть тайны Вселенной и понять устройство мира. Этот интерес был всегда, но появились новые технические возможности. К примеру, исследования с использованием синхротронного излучения. Синхротроны – это ускорители элементарных частиц, которые позволяют получить дополнительные знания о структуре и свойствах новых материалов, включая материалы с биоорганическим компонентом. Появились суперкомпьютеры, которые могут выполнять гораздо больше операций и делать сложные расчёты. Сейчас пытаются подключить к исследованиям искусственный интеллект. Всё это очень интересно.
О талантах
– Татьяна Владимировна, я узнала о вас от мамы одарённого мальчика. Мама эта многодетная. Говорит, что с талантливым ребёнком найти общий язык непросто. Как вам работается с такими детьми?
– Мне с одарёнными проще, чем с обычными. Я прихожу в класс и вижу в глазах всех учеников отклик. А если в общеобразовательной школе я приду на урок физики, там из тридцати человек буду нужна только двоим. И меня как учителя это будет «сдувать». Ведь я не говорящее радио, мне нужен результат. Но, конечно, в подготовке к занятиям с такими детьми сложнее – надо постоянно учиться и следить за тем, что происходит вокруг. Вот я и учусь вместе с ними. И часто выступаю больше как наставник и консультант.
– Возвращение от Болонской системы образования к нашей традиционной как вы оцениваете?
– Спокойно. Многие вещи подстраиваются под время: да, в какой-то момент было удобно введение Болонской системы, чтобы интегрироваться в европейский образовательный процесс. Сейчас это уже не актуально. Но возвращение к Советскому Союзу, думаю, не будет – мир не статичный, он всё время в развитии. Раньше были физикоматематические школы при университетах, сейчас это специализированные учебно-научные центры с большим спектром направлений. Раньше были кружки моделирования, радиосборки, сейчас – кванториумы, просто на другом технологическом уровне. Сегодня нужно поднимать и развивать технологическую мощь страны. Растёт престиж научного знания, погружения – стране нужно искать свои способы, как стать передовой научной державой. Поэтому интерес к наукам будет развиваться, как и интерес к изучению человека, его психики, когнитивных возможностей.
О мифах и чудесах
– У каждого профессионала своя профдеформация. У вас как физика она в чём проявляется?
– Когда человек рассуждает о физике неграмотно, меня коробит. К примеру, когда слышу, что микроволновка провоцирует развитие рака. Или что сотовый телефон нельзя носить в кармане – это приведёт к импотенции. Я поражаюсь обилию этих мифов, но не устаю их развенчивать.
– Вы, наверное, и молнию наблюдаете как физик: мол, происходит то-то и то-то. И никакого волшебства...
– Зато я могу это волшебство сделать! И молнию, и радугу – я вообще на многое способна! (смеётся) И моя дочка знает, что волшебства – это ко мне. Жду, когда она подрастёт, и начну уже ей показывать настоящие чудеса. Но поскольку нет пророка в своём отечестве, меня как маму-волшебницу и маму-физика впереди ждёт ещё не один экзамен...
Досье
Татьяна Кудринская. Родилась в городе Семикаракорске Ростовской области в 1977 году. Окончила РГПУ. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики. Заместитель директора специализированного учебно-научного центра. Учитель математики, информатики и физики. Стаж по специальности – 23 года. Преподаёт физику и концепции современного естествознания.