Примерное время чтения: 9 минут
143

Как стать Зевсом. Донской педагог – об игре в историю и плюсах дистанционки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. "АиФ на Дону" 31/08/2022
Цифровой педагог легко находит общий язык с учениками нового поколения.
Цифровой педагог легко находит общий язык с учениками нового поколения. / Светлана Маргесь / Из личного архива

Нынешний учебный год в Ростове начинается с красивых цифр: 101 школа города откроет свои двери для 123 500 учеников. Среди учителей, которые будут встречать новых Ломоносовых и Вить Малеевых, будет и историк школы № 96 Светлана Константиновна Маргесь. Светлана называет себя «нетипичным учителем», ведёт свой блог, руководит музеем, организовывает праздники и многое-многое другое.

«Скучные школьные будни – это не про меня!» – пишет она о себе в ВКонтакте.

О праздниках и буднях в жизни современного учителя мы и поговорили.

Школа изменилась

– Светлана Константиновна, видела в соцсетях ваш топовый ролик, где учитель при полном параде – белый низ, тёмный верх – загорает у бассейна и попадает во всякие смешные ситуации. Это ваш ответ «белым пальто» из соц­сетей?

– Можно считать и так. Сейчас же много обсуждают, может ли педагог выставлять своё фото с отдыха, носить яркий маникюр, шутить? Наше общество не всегда к этому готово, но с развитием социальных сетей и появлением блогов у учителей начинает относиться с пониманием. Но помню несколько случаев, когда ученики младшего возраста встречали меня в торговом центре и очень удивлялись: «Светлана Константиновна, вы тоже здесь?» (Смеётся.) Да, учителя ходят в магазины, ездят на море, путешествуют и делают всё то, что и остальные люди.

– Вам 28 лет. Значит, вы ещё помните себя в роли ученицы. Школа за последнее десятилетие изменилась?

– Конечно. В первую очередь, технологически. У нас есть компьютеры, интерактивные доски, актовые залы оборудованы кино- и музыкальной техникой. Если раньше мы делали какие-то очень простые представления, то сегодня уже можно организовать полноценный концерт.

Изменилась и школьная программа, и методы обучения – сегодня очень много внеурочной деятельности, поездок, экскурсий. В моём предмете, истории, это особенно хорошо видно.

Ну, и педагогический состав школ изменился. Когда я была ученицей, у нас в школе не было ни одного педагога младше сорока лет. Сегодня в моём коллективе, к примеру, 12 молодых учителей. Поскольку мы не так далеко ушли по возрасту от своих учеников, то нам легко находить общий язык. Я понимаю их музыку, язык, шутки – это помогает в работе...

– Говорят, современные дети благодаря моде на раннее развитие стали умнее?

– Скорее, они стали разностороннее: черпают знания из множества источников, образовательных каналов. Разговаривая с ними, порой, удивляешься тому, насколько это большой разброс: игры, кино, история, литература, экология, творчество…

Но надо понимать, что сегодня, чтобы учителю увлечь ребёнка работой, недостаточно просто рассказать материал. Нужен видеоряд, фоторяд, игры, музыка. И даже те преподаватели, которые придерживаются консервативной системы образования, перестраиваются. Этого требуют и новые ФГОС, которые получает школа от министерства образования. Сегодня ты не можешь работать учителем, не владея цифровыми инструментами.

– Раз зашла речь о законах, то в середине августа Госдума приняла закон о снятии излишней бюрократической нагрузки на учителей – педагог теперь будет заполнять только пять документов. Это действительно облегчит жизнь учителям?

– Я думаю, все педагоги обрадовались и находятся в предвкушении. Посмотрим, как это будет работать на практике. И надо понимать, что этот перечень документов касается больше учителей-предметников, у классного руководителя работы с документами будет больше.

– Ещё одно решение властей – отмена ЕГЭ. Как вы на это смотрите?

– Ну, пока это разговоры. ЕГЭ не отменили, и в ближайшие годы, как мне кажется, дети ещё будут его сдавать. Я думаю, отказываться от экзамена совсем не очень правильно. Нужно менять форму и подходы. У нас в России есть ВПР – Всероссийские проверочные работы. Они, конечно, сильно усложняют жизнь учителям, но формат интересный. Ребёнок может сам выбрать тему и раскрыть её с помощью вспомогательных вопросов, благодаря такой системе видны не только знания, но и мировоззрение ученика. А это сегодня очень важно.

Борьба с историческими фейками

– Горячая тема двухлетней давности – карантинная дистанционка. Для вас это было сложное или интересное время?

– Для меня как для молодого специалиста, цифрового педагога это было прекрасное время! Я могла применять всевозможные ресурсы для уроков. Объясню: школа – это очень большой организм. Как бы хорошо она ни была оборудована, но интернет в школе медленнее, чем дома. Бывают технические сбои, замена уроков, чтобы что-то показать, надо переходить из кабинета в кабинет, а это время. Дома таких проблем нет – я могу показывать презентации, сделав одно движение рукой. Чтобы перейти в другой класс, мне нужно всего лишь нажать кнопочку. В перерыве я могу выпить кофе. Ну, и конечно, не надо вставать в шесть утра и ехать 15 км до школы. Одним словом, на дистанционке я себя чувствовала, как рыба в воде.

– А успеваемость учеников? Мой сын – младший школьник. На дистанционке весь класс стал учиться хуже...

– Я преподаю в среднем звене, и у меня таких проблем не было. Те дети, которые были активны в школе, были активны и на дистанционке. Мы работали на видеоплатформе. Успеваемость отслеживали так. Я давала ученикам ровно десять минут на выполнение задания, которое они видят на экране. Успел, не успел – должен прислать ответ.

– А если проблема со связью?

– Тогда в следующий раз ученик получает те же 10 минут, но уже с другим заданием. Я нашла подход в удержании их внимания и успеваемости. Но для начальной школы, да, наверное, были сложности.

– У вас в соцсетях главная тема – нет скуке на уроках! А если педагог от природы не такой, как вы, креативный? Как ему выплывать в новой реальности?

– Сегодня очень много пособий, мастер-классов, обучений, откуда можно черпать идеи. И даже брать практически готовые уроки, презентации, квесты, квизы. Педагогу, действительно, необходимо быть креативным, но и отдача есть – дети активно включаются в процесс. Ведь, если раньше источниками знаний были учитель и учебник, то сегодня сами дети могут себя попробовать в этой роли. Подготовить интересный материал, снять видео, сделать доклад с презентацией. Я была на конференции, где педагог делился таким опытом: они с учениками брали современную игру, разбирали её сюжет и с помощью архивных документов показывали, что в игре не соответствует действительности. Фактически это работа по поиску исторических фейков – это же, как расследование, детектив. Детям очень нравится.

Играть не вредно

– Кстати, об играх. В России быстро набрала популярность историческая игра «Смута», создали её в Новосибирске. Действие в игре происходит в 1612 году: главный герой, боярин Юрий Милославский, шаг за шагом исправляя ошибки прошлого, объединяет Московскую Русь. Посоветуйте ещё что-то подобное, образовательное для детей школьного возраста.

– Для школьников 5–6-х классов я бы посоветовала игру «Зевс», там игрок может стать правителем античного города и ознакомиться с традициями, особенностями античной жизни. Хорошая игра «Древний Египет» – там мы строим цивилизацию. Прекрасная платформа Майнкрафт-образование (Minecraft Education) – там очень много возможностей для уроков. Есть стратегии периода Великой Отечественной войны, но это уже для старшеклассников. На самом деле, сегодня безумное количество образовательных игр: есть рейтинги, отзывы, найти то, что будет интересно и полезно вашему ребёнку, не так сложно.

– Светлана Константиновна, из нашего разговора я поняла, что молодые учителя в школу всё-таки идут. Новость хорошая, но удивительная. Какие плюсы работы в современной школе?

– Если брать мой пример, то в школу попала почти случайно – я профессионально занималась лёгкой атлетикой, окончила истфак и тренер посоветовал попробовать поработать с детьми. И всё – я поняла, что это моё. Пять лет уже работаю и ни разу об этом выборе не пожалела.

Но если говорить о тенденции, то сегодня при вузах (не только педагогических) много добровольческих объединений, молодые люди хотят приносить пользу обществу. У них есть потребность быть нужными, добрыми, помогающими – и это поощряется со стороны государства. Если студент рос в добровольческом, творческом объединении и у него всё получалось, он хочет реализовывать эти потребности и дальше. Школа для такой деятельности – прекрасное место. Да, здесь нет фантастических зарплат, зато можно сделать вклад в будущее. Я работаю именно по такому принципу – хочу быть причастной к воспитанию нового человека. Грамотного, разностороннего, доброго и умного.

Досье

Светлана Константиновна Маргесь родилась 15 марта 1994 года в Ростове-на-Дону. В 2018 году окончила ЮФУ ИИМО. Работает учителем истории в МАОУ «Школа № 96 «Эврика-Развитие». Финалист всероссийского конкурса «Урок для учителя»-2021.

В 2022 году – победитель V открытого конкурса педагогического мастерства «Лучший кинопедагог» в номинации «Лучший киноурок для детей среднего школьного возраста».

Руководит школьным музеем. Создала своё шоу световых картин.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах