Ростовская область может похвастаться морем и легендарным Доном. Однако путешествия на яхтах и катерах у нас в регионе не так популярны, как могли бы быть.
В чём причина, и как можно развивать туризм на воде? Об этом «АиФ на Дону» поговорили с руководителем таганрогского яхт-клуба Александром Алексеевым.
Александр Алексеев. Родился в 1976 году в г. Таганроге.
Окончил машиностроительный техникум.
Кандидат в мастера спорта по парусному спорту, победитель городских, областных, российских и международных соревнований, призёр «Хрустального кубка» РСФСР и СССР.
Монополисты стоянок
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Александр, вы всю жизнь прожили в приморском Таганроге. Это сыграло свою роль в вашем увлечении парусным спортом?
Александр Алексеев: Как-то, ещё в первом классе, к нам пришёл тренер, интересно рассказал о парусном спорте, и я записался. Это и стало моим увлечением на всю жизнь. Море, волны, скорость – что может быть лучше для мальчишки. Сейчас заниматься парусным спортом гораздо сложнее, и в первую очередь – из-за больших финансовых затрат для родителей. Хотя, наверное, такая тенденция в любом виде спорта. Раньше, в СССР, почти все лодки производил один завод. И мы соревновались именно в умении управлять швертботом. На сегодняшний день выбор производителей лодок велик, поэтому и в детском, и во взрослом спорте лучше тот, у кого дороже и «навороченнее» лодка. Что-то приобретают за средства спортшкол, но остальному большинству спортсменов нужно покупать швертботы самостоятельно. Я много лет был капитаном на разных яхтах. Несколько лет возили туристов, участвовал в международных регатах. Катал на яхте и туристов в Геленджике. Потом открыл свою службу по обслуживанию и ремонту яхт и катеров. Там и познакомился с будущими инвесторами нынешнего таганрогского яхт-клуба, которым сейчас руковожу.
- Насколько у нас перспективный регион для развития туризма под парусом?
- К сожалению, у нас не развита инфраструктура для парусного туризма. Как минимум, в каждом прибрежном городе должен быть яхт-клуб или лодочная стоянка, где можно встать на ночь, отдохнуть, пополнить припасы, отремонтироваться. У нас с этим сложно… В Азове вообще нет возможности стоянки. В Ейске есть старый порт. Но опытные путешественники знают, что там можно укрыться от непогоды в экстренной ситуации и только.
Раньше швартовались у набережной Керчи, но теперь там идёт реконструкция и где пристать – неизвестно. Севастополь закрыт. В Новороссийске – крупный порт и свои, довольно сложные правила. Есть ещё яхт-клуб в Анапе, большой яхтенный порт построили к олимпиаде в Сочи. Получается, что мест, где цивилизованно можно пристать – мало, поэтому те, что существуют, ломят цены на свои услуги.
- А арендовать яхту можно?
- Можно, даже можно взять напрокат яхту с капитаном. Знаю, что есть несколько фирм, предоставляющих подобные услуги. Это могут быть часовые прогулки по заливу, поездки в Старочеркасск, Азов на весь день. Есть и парусные яхты, которые нанимают семьи и ходят на недельный тур в Крым.
Но обычно так: утром вышли в дельту Дона, искупались, рыбы половили и вечером обратно. Стоимость аренды яхты - примерно три тысячи рублей в час, но для удешевления на борт берут восемь-девять человек. А отправиться в Азов с экскурсоводом обойдётся в 15 тысяч рублей для компании из 10 человек.
Доступная среда?
- А если вы владелец яхты – куда лучше путешествовать?
- Очень популярно у судовладельцев ходить в верховье Дона, вплоть до первых шлюзов. Кто-то и в Цимлянское водохранилище ходит. По заливу не так интересно, по морю – берегов не видно. А вот поднимаясь вверх по реке можно любоваться прекрасными видами, ночью приставать к берегу, ставить палатку. Такое путешествие длится примерно 10 дней. Ещё ходят на Должанскую косу, Беглицкую косу, Азовское побережье Крыма (не выходя через пролив). Здесь реже бывают шторма, и эти места привлекают тех, кто любит дайвинг и подводную охоту. Многие ныряют в надежде найти древние черепки, и надо сказать, весьма успешно.
С парусом или змеем. Мекка любителей сёрфинга на Павло-Очаковской косе
- А в чём сложность преодоления шлюзов? Это какое-то серьёзное препятствие для водного туризма?
- Маленькая яхта, на ней семья – жена, ребёнок и один мужчина. А при шлюзовании нужны помощники. Опасность в том, что вы привязываете судно к плавучим рымам, которые всплывают и опускаются. Чтобы яхта не терлась о стены корпусом, её должны контролировать два-три человека: где-то багром надо оттолкнуться и т.д. Одному тяжело. До Волгодонска предстоит пройти пять шлюзов, на каждом по одному-два удара по корпусу, плюс то же самое на обратном пути. Уже без покраски не обойтись.
- Есть какие-нибудь более дальние маршруты?
- Знаю, что из Таганрога под парусом ходили на яхте и в Стамбул, это заняло примерно пять суток. Но это маршруты для тех, у кого есть лишние деньги. Дело в том, что, например, в Анапе (о. Утриш) сутки отстоя в яхт-клубе обойдутся в пять тысяч рублей. Это ближайшая (если выйти из Керченского пролива) база. Пристать всё равно придётся: волна, глубина большая – якорь не бросишь. Не комфортно ночевать в открытом море, кроме того надо пополнять запасы продуктов, топлива и воды. Если из Таганрога или Ростова стартовал, то как раз за трое суток до Анапы дойдёшь, и без стоянки не обойтись.
Образ жизни
- И всё же это отдых для обеспеченных людей?
- Парусные яхты вполне доступны. У нас в клубе олигархов нет. Стоят яхты обычных инженеров, военных и даже пенсионеров. Средняя стоимость парусной яхты с небольшим мотором (не новой, но в отличном состоянии) 8,5 метра длиной – 450 тысяч рублей, что равно цене за подержанную машину среднего класса. Понятно, что можно купить и за миллионы, но давайте будем реалистами. Есть ещё такая статья расходов, как профилактическое обслуживание. Покраска, полировка и ТО маломощного двигателя – 20 тысяч рублей в год. У моторной яхты дороже обслуживание. Не забудьте, что на суда (точнее на мощность двигателя) есть и налог, правда, небольшой.
- Просто так под парусом не выйдешь, надо пройти обучение?
- Обычно парусные яхты покупают те, кто как-то был связан с парусным спортом, случайные люди редко появляются. Для желающих обучиться вождению судов под парусами есть специальные школы. За это надо будет отдать примерно 18 тысяч рублей, дешевле, чем в автошколе.
- Опасно ли ходить под парусом?
- Как я уже сказал, на воде нет дилетантов. Шторм для яхтсменов не проблема. Тем более у нас не бывает высоких волн, как, например, в океане. На моей памяти ничего страшного с путешественниками не случалось. Как-то небольшая лодка затонула на глубине полутора метров, и произошло это исключительно по глупости хозяев. В последние годы ужесточились требования и к экскурсионным судам, обязательны техосмотры. Каждый день несколько катеров ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) строго проверяют яхты и лодки, кого-то за нарушения возвращают на берег.
- Какие они, наши морские волки?
- Иметь свою яхту – это определённый образ жизни и своя философия. Подавляющее большинство владельцев проводят у парусных красавиц чуть ли не всё свободное время. Что-то начищают на палубах, красят, ремонтируют. Общаются друг с другом, что-то обсуждают. А в море можно выходить и раз в месяц, главное, что оно у человека в душе.