Примерное время чтения: 7 минут
541

Огонь-женщина и бабушкин дар. На Дону появился казачий театр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ на Дону" 12/10/2022
Оксана выступает так эмоционально, что поклонники зовут её огонь-женщиной.
Оксана выступает так эмоционально, что поклонники зовут её огонь-женщиной. / Театр «Гуляй, душа» / Из архива

Сейчас много говорят о сохранении казачьих традиций. Но у народа есть универсальное средство, чтобы передать их следующим поколениям. Через музыку, танец, театральное искусство театр народной песни в Аксайском районе рассказывает о казачьих традициях, обрядах, донской культуре.

Как воспринимают зрители необычные постановки, кто состоит в коллективе театра с говорящим названием «Гуляй, душа» и чем он отличается от традиционного фольклорного ансамбля, корреспондент «АиФ-Ростов» узнал у его руководителя Оксаны Писковой.

Сохраняем обычаи

В Ростовской области много замечательных коллективов, которые занимаются песенным казачьим фольклором. А вот театров народной песни – по пальцам сосчитать. Не случайно коллектив «Гуляй, душа», который создан всего год назад, стремительно набирает популярность и уже не раз открывал большие региональные и даже международные фестивали.

«Наши постановки – это единство музыки и театра. Мы ставим небольшие композиции, минут на 10, но у каждой из них есть сюжет, посыл, который мы хотим донести», – рассказывает руководитель творческого коллектива.

Чаще всего, это инсценировки какого-то донского обряда: традиционная свадьба, проводы казака в армию или встреча вернувшегося солдата со службы домой. Непродолжительное, но динамичное действо включает и традиционные песни, и танцы, и диалоги.

Это интересно
По инициативе Михаила Шолохова в 1936 году в станице Вёшенской создали Театр казачьей колхозной молодёжи. Писатель хотел, чтобы донские казаки как можно ближе соприкоснулись с искусством. Первой премьерой театра стала постановка по «Поднятой целине». Сценарий Шолохов создавал вместе с ростовским режиссёром Борисом Барабановым. Это был первый и единственный в СССР казачий театр.
Зрители воспринимают яркие постановки «на ура», реагируют очень эмоционально, некоторые даже не выдерживают и пускаются в пляс вместе с артис­тами.

«Мы знакомим зрителей с нашими исконными традициями, напоминаем людям об их корнях. Сейчас популярны свадьбы на западный манер, с бросанием букета и подвязки. А ведь казачьи традиционные свадьбы куда душевнее, да и веселее, – считает Оксана Пискова. – Чего стоят одни только свадебные песни! А выкуп невесты, благословение родителей… Какие-то моменты забавные, какие-то трогательные, но все наполнены смыслом. Было бы замечательно, если бы молодёжь начала возвращаться к этим традициям. А как это должно быть, мы показываем».

С песней по жизни

Оксана Пискова – коренная казачка. Донские песни и традиции для неё неотъемлемая часть жизни.

«Мой род – с Верхнего Дона. У меня девичья фамилия Пугачёва, а бабушка была Кривошлыкова. Со всех сторон революционеры. Наверное, поэтому и у меня такой характер, горячий, огневой. На месте не сидится», – улыбается Оксана Анатольевна.

Сколько она себя помнит, всегда слышала рядом с собой народную музыку, впитала её с малых лет.

«Бабушка всегда пела, она очень любила народные, старинные песни. У неё был красивый альт. Раньше люди всё делали с песней, вот и бабушка всё время напевала», – рассказывает Оксана.

Дар бабушки перешёл к внучке по наследству: она тоже не могла представить свою жизнь без песни.

«Если я слышу искреннее, эмоциональное пение, у меня прямо мурашки по коже бегут. Исполнить песню можно по-разному. Кто-то просто попадает в ноты. А нужно петь душой. Петь так, чтобы захотелось затанцевать или заплакать. Песня делает человека лучше, сострадательнее, добрее», – говорит Оксана Анатольевна.

Сама она только так и поёт. Когда Оксана Пискова на сцене, вся – сплошная эмоция. Глаза горят, губы смеются или, наоборот, лицо переполнено тоской – в зависимости от песни, которую она исполняет. Зрители её так и воспринимают: женщина-огонь. Когда поёт и пляшет, искры летят!

За годы творческой деятельности она пела в разных фольклорных коллективах, в том числе в таких известных как государственный ансамбль песни и пляски «Казачья вольница» и академический ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова. Несколько лет была руководителем успешного творческого коллектива «Домажор».

Но где бы ни выступала Оксана Анатольевна, она всегда занималась продвижением народной культуры. Ей хотелось пробовать что-то новое и передать зрителям свою любовь к родной земле, казачьей песне, донским традициям.

Музыка нас связала

В театре народной песни «Гуляй, душа» – десять человек. Их подбирали не только по вокальным данным, но и по артистическим способностям. Есть в коллективе и молодые артисты, и люди в зрелом возрасте.

Например, Никите Балину и Ане Яксманицкой – чуть больше 20 лет, а супругу Оксаны Писковой Александру – 50. Но всем им вместе интересно, всех объединяет творчество, вместе обсуждают репертуар, составляют программы.

Кстати, Александр Писков, как и его супруга, тоже потомственный казак, родом из станицы Обливской. Он знаток старинной казачьей пляски, знает все традиционные повороты и коленца и передаёт эти знания молодёжи.

Замечательный баянист Тимур Кибешев наполовину татарин. Но в казачий фольклорный коллектив, можно сказать, врос корнями. Он тонко чувствует казачьи песни: они звучат у него как надо, как задумано.

«Я считаю, что казак – это не национальность, а состояние души. В казаки нередко принимали иноземцев, даже понятие было приписной казак. Вот так и наш Тимур стал донским казаком по духу», – отмечает Оксана Анатольевна

Научный подход

Хотя в коллективе «Гуляй, душа», как принято у казаков, все вопросы обсуждаются совместно, всё же главный идейный вдохновитель, сценарист и постановщик Оксана Пи­скова.

Оксана Анатольевна не просто придумывает сюжеты постановок, она настоящий исследователь и этнограф.

Изучает специальную литературу по донским традициям и обрядам, записывает старинные песни старушек в хуторах. Некоторые помнит из детства, те, которые пела бабушка Наталья. Они запомнились как-то сами собой.

«Иногда вспоминаю только мелодию и отдельные слова и начинаю искать текст, ноты песни. Благо сейчас для этого много возможностей: книги, статьи, интернет, – признаётся Оксана. – А иногда выступаем где-нибудь, потом бабушки подходят, поправляют нас: вот так правильнее петь. Мы всегда прислушиваемся. Важно сохранить эту драгоценность – народный фольклор, и здесь очень важна преемственность поколений».

Дизайн концертных костюмов тоже продумывает художественный руководитель коллектива. Оксана Анатольевна к этому вопросу подходит со всей тщательностью: она специально изучала историю казачьего костюма. Старается, чтобы наряды были достоверными и, конечно, хорошо смотрелись на сцене. Ведь внешний облик артистов должен соответствовать постановке.

Это у нас в крови

«Сейчас многое забывается, и будет обидно, если наша потрясающая донская культура уйдёт в никуда, – говорит Оксана Пискова. – Поэтому важно привлечь к народному искусству молодёжь, показать им, что это здорово и красиво. Мы стараемся искать новые формы, чтобы наше творчество было интересным для молодых. Например, хотим дополнить наш ансамбль современными музыкальными инструментами, чтобы делать необычные, яркие аранжировки. Это привлекает внимание, а значит, аудитория будет расти, больше людей заинтересуются казачьей куль­турой».

Интересно, что 17-летняя дочка Оксаны и Александра Писковых до недавнего времени к народному творчеству интереса не проявляла, но родители уверены, что семейная любовь к казачьей песне в ней обязательно проснётся.

«Мне кажется, она уже начинает присматриваться. Я думаю, это ещё придёт, никуда не денется. Это у нас в роду, в крови», – говорит Оксана.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах