(обновлено )
Примерное время чтения: 3 минуты
1912

Что за история с исключением из школьной программы книг Солженицына?

Категория:  Общество
Ответ редакции

В ходе визита в Ростов-на-Дону в составе рабочей группы депутат Госдумы Дмитрий Вяткин поднял вопрос возможного исключения из школьной программы произведения Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Депутат Госдумы, пишет агентство «РИА Новости», 21 января на встрече со студентами в Ростове-на-Дону подчеркнул, что многие описанные в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» факты не соответствовали действительности или были искажены. По этой причине может рассматриваться вопрос о пересмотре школьной программы.

Однако в думском комитете по просвещению такую инициативу вскоре опровергли. Этот вопрос, как заявила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, на обсуждение даже не выносился.

Для Ростова имя Солженицына стоит особняком: с городом писателя связывает многое, здесь прошло его детство и юношеские годы. Донскую столицу Солженицын называл родной. В Ростове он прожил чуть менее 20 лет, во время прогулки по улице Пушкинской ему пришла идея книги «Красное колесо», а старожилы всё ещё помнят его визит в 1994 году.

Какие произведения лауреата Нобелевской премии сейчас изучают в школах? Об этом rostov.aif.ru спросил учителей.

Прочитать не успевают

По мнению учителя русского языка и литературы одной из школ Ростовской области Дарьи Васильевой, учебников, как и программ по литературе, много. Но «Архипелаг ГУЛАГ» школьники не читают - это факт.

«Его дают скорее в качестве рекомендации к аргументации в сочинениях. В школьной программе также есть «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор». Это последние темы в учебниках, поэтому изучить полноценно их обычно не успевают. Литературу практически никто не выбирает для ЕГЭ, поэтому и такое отношение», — пояснила Дарья Васильева.

Тяжелая книга

Как прокомментировала rostov.aif.ru учитель русского языка и литературы одной из школ Аксайского района, педагог с 20-летним стажем Людмила З., в школьную программу, действительно, включены произведения Александра Солженицына. Достаточно подробно изучают «Один день Ивана Денисовича», на него отводится четыре-пять уроков. Также ознакомительно проходят «Архипелаг ГУЛАГ».

Сама же Людмила пояснила, что очень любит этого автора. И дополнительно даёт старшеклассникам (а Солженицына проходят в 11 классе) «Раковый корпус». По мнению учителя, это произведение необходимо для формирования мировоззренческой картины молодых людей и девушек, ведь учит ценить каждое мгновение, не оставаться равнодушными.

«Что касается «Архипелаг ГУЛАГ», то его многие старшеклассники не готовы воспринимать адекватно. Книга для них слишком тяжёлая, они считают её скучной. Возможно, программу можно было бы немного скорректировать. Однако исключать произведения Солженицына ни в коем случае нельзя! Это один из тех авторов, произведения которого заставляют думать. Как Толстой, Достоевский. Эти книги перечитывают уже в более зрелом возрасте», — пояснила педагог.

Сравнивая молодое поколение 20 лет назад и сейчас, Людмила отмечает, что современные подростки живут в условиях очень широкого информационного поля, поэтому не всегда могут отделить по-настоящему стоящие произведения от развлекательных, лёгких «однодневок». В этом плане задача учителя становится сложнее: нужно не только познакомить ребят и девчонок с жемчужинами классической литературы, но и научить их мыслить аналитически.

Свое мнение высказал в беседе с aif.ru и писатель Захар Прилепин: «Основной свод его текстов — это суд над Отечеством, причём в безапелляционном прокурорском тоне. Не уверен, что сама по себе эта тональность так нужна детям и подросткам».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах