Множество народов обитало на землях Ростовской области ещё со времён каменного века. Одним из самых таинственных оказались скифы. К сожалению, они не имели письменности, поэтому изучают их в основном исходя из археологических находок, таких как Милютинский курган. Множество легенд бытует об этом народе и местах его погребения.
Но что же привлекает и интересует специалистов и туристов в древних захоронениях, разбирались «АиФ на Дону».
Народ – загадка
Как считают историки, скифы - это древний ираноязычный народ, который обитал в степной зоне под названием «Скифия» с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры. Восточная граница Скифии традиционно определяется именно на территории Ростовской области. Скифы занимались в основном скотоводством, земледелием и военным промыслом. Большинство информации об этом племени было почерпнуто из произведений древнегреческих авторов, которых повадки кочевников приводили в ужас.
«Военные обычаи их таковы: скиф пьёт кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только при условии предоставления головы неприятеля, скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего. Скиф, располагающий наибольшим числом полотенец из кожи неприятеля, почитается доблестнейшим человеком», - писал о традициях воинственных кочевников древнегреческий историк Геродот.
Любопытно, что при наличии информации о жизни скифов, например, о земледелии или военном деле, в научной среде до сих пор нет единого мнения, откуда взялось название народа. Кто-то говорит, что оно обозначает «лучники», кто-то утверждает, что это название связано с «напитком из мёда», которым любили баловаться кочевники.
Мифы же гласят, что пошли скифы от трёх братьев: Липоксайя, Арпоксайя и Колксайя. С неба на земли братьев упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Только младшего Колксайя приняло золото, других же отвергло. В результате именно Колксайя стал главным в царстве. Он разделил земли от Дуная до Дона на три равные части, чтобы отдать их братьям, а племена, живущие на них, назвали сколотами или царскими, тогда как греки дали им название скифы. Так о своём появлении рассказывали сами скифы.
По древнегреческим же мифам скифы пошли от Геракла и Богини со змеями и их младшего сына по имени Скиф. Он оказался единственным из трёх братьев, который смог натянуть лук отца и опоясаться его поясом. Старшие же братья были отосланы из страны, а Скиф стал родоначальником всех царей Скифии.
Как бы то ни было, но все эти легенды сходятся в одном - на территории нынешней Ростовской области жили именно царские скифы, которые сыграли огромную роль в истории Древнего мира. Фактически именно на территории донского края они нанесли страшное поражение тогдашнему мировому гегемону – Персидской империи.
Как Дарий со скифами воевал
Нашествие войска персидского царя Дария на земли скифов произошло в конце VI века - начале V века до нашей эры, и стало серьёзной опасностью для существования скифского народа. Кочевники понимали, что если попытаются вступить в бой с огромным войском, то неминуемо потерпят поражение, поэтому выбрали тактику отступления вглубь степей. Но не просто отступления, за собой они оставляли только сожжённую траву и засыпанные колодцы.
Князь Игорь против хана Кончака. Реконструкция битвы на берегу реки Калитва | Фотогалерея
Князь Игорь против хана Кончака. Реконструкция битвы на берегу реки Калитва | Фотогалерея
Царю Ахеменидов удалось дойти до самого Дона (который тогда называли Танаис). Переправившись через Дон (некоторые историки считают, что это произошло чуть севернее современного Ростова), Дарий I решил, что дошёл до самого окончания скифских земель, и теперь здесь надо построить крепости, чтобы принудить кочевников к покорности.
Однако те вовсе не считали себя проигравшими – войско кочевников просто-напросто обошло эту крепость и вернулось в свои земли. Царю пришлось бросить своё недостроенное сооружение и погнаться дальше за неуловимым племенем, но он так и не смог их разбить.
Войско Дария несло огромные потери в связи с холодами, жаждой, голодом, болезнями и хорошо спланированными врагом диверсионными атаками. В результате из огромного войска персов, дошедшего до Дона, уцелела лишь малая часть.
Однако это не помешало Дарию всё же объявить себя победителем. Поскольку персидский владыка проник в самую глубину скифской территории, то это позволило ему заявить о триумфе и включить причерноморских скифов в список подвластных народов. Он дал новое имя скифам - «заморские саки».
Как реагировали на такую наглость сами скифы, история умалчивает, но догадаться несложно. Тактика же скифов сохранилась в веках, и уже в XIX веке донские казаки, атаковавшие войска Наполеона, фактически полностью повторяли действия своих предшественников.
Куда пропали кочевники
Вопрос о том, как появились скифы - это один из самых животрепещущих вопросов в современном историческом обществе. Но ещё больше легенд, мифов и гипотез связано с вопросом: а куда же они пропали?
Долгое время многие учёные считали, что скифский народ был уничтожен сарматами - лихими степными разбойниками. Однако эта версия оспаривается. Некоторые учёные считают, что сарматы появились в степях намного позже исчезновения скифов. Ещё одной теорией об исчезновении скифов считают множественные нашествия готов, которые просто уничтожили всех скифов. Однако и эта теория до сих пор не является окончательной.
Так что же произошло? Может быть, просто ушли, растворившись в чужих землях и смешавшись с другими народами, теми же славянами? И тогда Александр Блок, прямо заявлявший в своём знаменитом стихотворении «Да, скифы мы!», абсолютно прав?
Некоторыми историками были сделаны предположения о великой засухе или эпидемии, которая настигла и погубила степной народ. Но точно сказать ничего нельзя, слишком мало достоверных источников, по которым можно проверить.
Именно поэтому, скифы вызывают столь бурный интерес как у историков, так и обычных людей. Их тайны и загадки до сих пор не полностью раскрыты.
Загадка царю Дарию
Известно, например, что преследуемые Дарием скифы прислали персидскому царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий сказал: «Скифы признают себя побеждёнными. Мышь живёт в земле, лягушка в воде, птица в воздухе - всё это они передают нам, и вместе с этим выдают своё оружие».
Но Гобрий, советник Дария, заявил: «Ты не прав, царь. Скифы считают себя победителями. Они говорят нам: если вы не скроетесь в небо, как птицы, или в землю, как мыши, или в воду, как лягушки, то все вы погибнете от наших стрел».
Спешите видеть
В 1961 году в 30 километрах от Ростова-на-Дону был открыт музей-заповедник «Танаис». Он находится на базе раскопанного археологами городища и некрополя Танаиса (III век до нашей эры-V век нашей эры). Там вы сможете найти не только музеефицированную часть города, но и узнать историю Танаиса, посмотреть на исторические костюмы и сходить в выставочный центр.
Каждый год учёные, которые проводят раскопки местности около и в самом городе, находят что-нибудь новое или открывают новые части строений. Например, в 2014 году археологи откопали мощёную каменную дорогу I-II века нашей эры шириной около 2,5 метра. Есть в этой экспозиции место и рассказу о скифах.
Если же вас интересуют настоящие захоронения, то сейчас в Ростовской области насчитывается около 30 изученных курганов. Один из последних был найден в Аксайском районе, датируется он I веком нашей эры и по найденным там украшениям археологи сделали вывод, что это погребение знатной женщины.
Скифское золото представлено в коллекциях Ростовского и Азовского краеведческих музеев. Однако, к сожалению, многие курганы сейчас не представляют особой ценности, так как были варварски разрушены так называемыми «чёрными копателями». Эти люди вскрывают захоронения без какого-либо уважения к культурному и историческому прошлому, желая лишь получить драгоценные украшения и всё, что находится в погребении.
Поэтому спешите прикоснуться к тайне этого загадочного народа, который проживал на территории Ростовской области.