Ни у одного города России нет своего мюзикла. А в Ростове он уже есть - это письмо с признанием в любви, которое написали талантливые и известные на всю Россию ростовчане: драматург Валерия Байкеева и композитор Олег Межеровский. Большая премьера мюзикла «Ростов» состоится в декабре. Но несколько номеров можно будет увидеть уже 15 сентября в Молодёжном театре.
Накануне премьеры rostov.aif.ru поговорил с авторами «Ростова».
Ах, этот южный кастинг
Светлана Ломакина, rostov.aif.ru: Валерия Рифатовна, первый в России мюзикл о городе - это так по-ростовски...
Валерия Байкеева: А как иначе? Мы такие и есть: дерзкие, смелые, авантюрные и музыкальные. Культура Ростова неразрывно связана с музыкой: джаз, народные, блатные, застольные. Вспомните, какой популярностью пользовался театр музкомедии? Очередь в билетные кассы выходила на улицу и тянулась за угол - люди хотели искусства! Сейчас потомки тех культурных ростовчан ходят в «белый рояль», музыкальный театр. Это всё наше, мы это любим, понимаем и ценим.
- Но всё-таки довольно неожиданно. Как всё случилось?
- Судьба. Мы с Олегом Межеровским приехали ухаживать за своими мамами. Была ростовская зима: серая, слякотная, печальная. Мы созвонились, и Олег говорит: «Мать, у меня есть несколько песен про Ростов - послушаешь?» Я послушала и говорю: «Это же мюзикл! Надо только написать к нему сюжет, драму».
И началось: стихи из меня буквально вываливались. Олег за ночь написал всю музыку. Когда всё было готово, стало понятно, что для себя такой материал оставлять жалко. И тогда я пошла к председателю Гордумы Зинаиде Неярохиной, дала ей послушать один фрагмент, он называется «Парк Горького». Зинаида Васильевна сразу начала нам помогать: нашли репетиционную площадку в «Дунькином клубе», отдел культуры горадминистрации включился, и понеслось...
- Что входит в мюзикл?
- Подробно говорить пока не хочу, пусть это будет подарком к Новому году. Но тем пять. Могу огласить названия трёх, которые мы подготовили для праздничного концерта: «Старый базар», «Парк Горького», «Какие мы разные» (это о национальностях, которые живут в Ростове).
У нас совершенно потрясающая группа – музыкальный продюсер Олег Межеровский (группа «Запрещённые барабанщики), хореограф-постановщик Алла Кобяцкая - у неё балетная команда очень высокого уровня, продюсер Карина Хахладжиян отвечает за документацию, связи с администрацией и спонсорами, продюсер Евгений Бромберг – за кастинги и технические особенности проекта, координатор Катя Самохвалова – за реквизит...- На кастинге всегда раскрывается портрет творческой интеллигенции города. Как было у вас?
- Тоже по-ростовски. Пришли те, кто умел петь. Кто думал, что умеет. Кто умеет, но сегодня не может. Народу было немало, но мы, не сговариваясь, выделили пятерых. Это были ребята из нашей консерватории и музучилища. И двое из них преподают вокал. Это такие голоса! Я в Москве таких не слышала. Солистки - две девочки. Ксения Веске - сопрано, голос уровня Бэт Харт. И Анна Земцова, контральто. Её вокал – жгучий ростовский Ростов: секс, харизма, глубина. Теперь парни. Игорь Завада. Невероятный тенор. Он, к сожалению, не может участвовать в концерте, ему предложили работу в другом городе, но его голос будет звучать в полном плюсе. Саша Волков – бас-баритон. И финал - это Володя Мирзабеков, баритон. Он будет петь драма-соло. Есть и дубль-состав: Артур Айданян и Елена Шкурова.
«Помял? Теперь женись!»
- Валерия Рифатовна, вы всё время в окружении молодых - преподаёте, помогаете юным талантам, сейчас вот мюзикл. Какое оно, наше племя младое, незнакомое?..
- Они прекрасные: любят свою профессию, вдохновляются своей работой на сцене и у них правильные ориентиры. Но я тоже была такая в молодости - никогда не гналась за деньгами и часто даже не спрашивала, заплатят мне или нет. Если мне нравился мой сценарий, я билась за него, как чёрт. Поэтому эти ребята, да и мы все, сейчас отрабатываем концерт на альтруизме и, как мы полушутим, за еду. Мы, взрослые, таскаем на репетиции батончики, пирожки, блинчики. Но мир устроен так, что без денег жить в нём очень трудно и нам, конечно, нужны спонсоры, люди, которые посмотрят, насколько это крутой проект, и вместе с ним войдут в историю нашего города. Поэтому, если кто-то проявит к нам интерес, будем только рады. Хотя, признаюсь, уже есть неравнодушные, наши, ростовские, имена просили не называть, кто помогает рублём!
- Кстати, об истории. В основе любого сюжета лежит жизнь. Как у вас она перерождалась в мюзикл?
- Вначале у меня в башке ничего не было. А потом я пошла на Старый базар и... «Дама, дама уклеточку, почём ваш потрошок?» «Деушка, шо вы ему в хлаза смотрите, это ж хусь, а не муж!» «Дядя, шош ты её мнёшь? Теперь женись!»
Потом вспомнила, что, когда я была студенткой иняза, мы ходили на Старый базар «пробовать». Продавцы знали, что у нас нет денег и что, попробовав, мы ничего не купим, но не гоняли. Мы же разговорчивые, весёлые, в Ростове таких любят, и вскоре весь базар давал нам капусту, огурцы, помидоры. Батайские купчихи угощали соленьями. А рыбные ряды? Там же была тётя Маша! И она до сих пор жива, до сих пор «выглядит» и стоит на рынке.
«Да ну!» - «Та пробуй!» - «Божественно! Сколько?» - «А сколько дашь?» - «У меня немного, поэтому и мне немного» Снова бабах, ляп, и за очень смешные деньги я имею баночку чёрной икры. «Тёть Маш, неудобно!» - «Ой, иди уже, неудобная!»
Это Ростов. Могут сменяться начальники, политики, времена, а Старый базар и его «население» останутся навсегда.
«Давай погадаю, красивая?»
- Про парк Горького тоже есть история? Мы, филологини, на первом курсе на спор ходили там с табличками «Ищу мужа!». И находили - потом приходилось спасаться бегством на нижнем ярусе парка...
- Эх, не знали, что так можно, а то б и мы, девушки с иняза, повеселились! Да, это место уникальное, мало, где есть такие двухъярусные парки в центре города. В юности мы бегали туда курить. Как-то сидим, и подружка меня толкает в бок. К нам идёт цыганка - полная, довольная жизнью и две девочки с ней. Подходит, открывает рот, но я иду на опережение: «Давай погадаю, красивая?» Мы - подруги мои и цыганка - начинаем ржать. Я тоже черноглазая и не робкого десятка, получается своя.
С того дня мы задружили. Её звали Марина. Она приезжала из Батайска и ходила по парку, по центру, гадала. А мы такие были стильные! Я в белом костюме, красные босоножки и красный пояс, этакая королева, брала её дочек и вела их в «Зелёную горку». Там сидел наш бомонд - все оборачивались и косились. А я брала девчонкам мороженое, и мы разговаривали про их цыганскую жизнь. Так что многое, что я потом вводила в свои сценарии, стихи, книги, не вычитано, а собрано из коротких встреч и для будущих выступлений на малых площадках.
- Задам вам прямой вопрос: вы допускаете, что ростовчанам может не понравится? Мы же такие, что думаем, то и говорим...
- Я тоже отвечу по-ростовски: не допускаем. Это первое. Второй типично ростовский ответ - дарёному коню в зубы не смотрят. И третий: ну, если уж нам пришлют мешок писем, что не нравится, мы прислушаемся. Но вообще, я думаю, всё всем понравится и будут приходить к нам на «Ростов» не один раз - делали-то для себя и для своих!
Комментарий
Олег Межеровский, композитор:
- Я давно хотел написать что-то о своём городе, о юности, детстве, моём становлении. Ведь это особенный город - со своим лицом, с характером, со старыми дворами, где тётушки делают на зиму икру из синеньких и варят раков, со смешными разговорами, запахами и звуками.
...Помню, как в юности я играл в ресторанах Ростова и два месяца мне даже довелось поработать с легендарным Моней, скрипачом, которого воспел в своих песнях Розенбаум. Тогда с Моней работали барабанщик и клавишник. Клавишник заболел, и два месяца я его замещал.
Это было прекрасное время! Моня (легендарный ростовский паганини Соломон Наумович Телесин) был невероятно образованным человеком, интеллигентным, но не без самоиронии. Он любил одесские анекдоты и учил нас, что человек должен всё брать в свои руки - и в музыке, и в жизни.
Наш барабанщик, для которого эти выступления в ресторанах уже были рутиной, в одной руке держал газету «Известия», в другой - барабанную палочку. Я, поскольку был молодым, подходил к делу ответственно. А сам Моня каждый концерт играл с полной отдачей. Он даже не играл, а жил. Поэтому и люди отзывались на его талант и отношение к музыке - приходили не в ресторан, а на концерт к Моне.
Вот в таком городе, среди таких людей я и вырос как человек и как музыкант. Поэтому наш мюзикл - это и признание в любви к родному городу, и визитная карточка Ростова.