Но в этом году проведение второй выставки под вопросом. Экспозицию просто негде размещать. О том, как выживает искусство на Дону, рассказал Александр Лишневский, преподаватель Института архитектуры и искусств ЮФУ, организатор и автор идеи проведения биеннале.
Ломать не строить
- Александр Анатольевич, складывается странная ситуация. Вы запустили удачный проект, который за месяц посетили более 5 000 человек. Казалось бы, не должно быть отбоя от желающих предоставить вам новую выставочную площадку. Почему так сложно найти помещение?
- А помещений практически нет. Самое подходящее место для биеннале уничтожили ещё 5 лет назад. Я имею в виду большой выставочный зал на Береговой, на месте которого сейчас клумба. Помню, нам обещали взамен выделить другое здание, но в итоге так ничего и не дали. «Красный домик» на Будённовском, принадлежащий некогда союзу художников, тоже закрыли. А кто подумал об искусстве? Во многих больших городах существуют масштабные центры современного искусства. Когда же в Ростове появится такое здание? Даже если по площади оно будет вдвое меньше легендарного московского «Гаража» или лондонского «Тейт Модерн», нам этого хватит. А пока в маленьких зальчиках ростовских музеев работы художников, едва умещаясь, практически налеплены одна на другую. Простите, но это колхоз. Между экспонатами должно быть расстояние в метр. С первой биеннале нам просто повезло. Несмотря на дефицит меценатов, в Ростове нашёлся один предприниматель, который предоставил под экспозицию просторное помещение с высокими потолками. Но для будущей выставки эти комнаты нам больше не дадут.
Ненужные таланты
- Наши молодые художники мечтают даже не о большом выставочном центре. Они были бы рады разместиться хотя бы в камерных залах...
- К сожалению, так и есть. Площадки для персональных выставок выделяют в порядке своеобразной очереди. Вперёд всегда пропускают маститых, зрелых художников из союза, а студенты, как говорится, подождут. Вот и приходится начинающим мастерам выставляться где Бог пошлёт: в фойе кинотеатров, в каких-то подвальных помещениях. Это ненормально. Нужно уступать место талантливым новичкам вне зависимости от того, являются ли они членами союза художников, принимали ли участие в республиканских выставках, есть ли у них оконченное высшее образование. Постройте залы для их экспозиций, дайте почву, чтобы таланты выросли. Но этим никто не занимается, а потом мы удивляемся: почему наши ребята оставляют Ростов ради Питера и Москвы? В столице выставочных залов и творческих проектов сотни. Глядишь, где-то и примут работы молодого автора. Смысл нашего Южно-Российского биеннале как раз в том, чтобы дать возможность молодым художникам заявить о себе, причём в любой, даже самой эпатажной, форме. На прошлой выставке было столько любопытных фантазий... Екатерина Колесник изобразила китайского продавца мороженого в стиле поп-арт, Вадим Мурин вылепил из теста человеческие фигурки, собрав композицию «Восемь дураков». Но большинство работ было что называется на злобу дня. Сергей Шеховцов из поролона вырезал скульптуру заключённого олигарха, а Елена Дуднакова с Ильёй Огнёвым создали любопытную видеоинсталляцию, будто бы соседи сверху затопили избытком новостей. Проектор высвечивал на потолке пятно из смешанных кадров разных передач, медленно стекающее по стенам вниз в подставленные тазики. Подолгу рассматривали посетители и роспись маслом по стеклу Владимира Потапова - литровые банки, где вместо консервированных помидоров видны головы редких видов животных. Как в кунсткамере. Таких свежих идей было сотни...
Местный авангард
- И какова судьба талантливых авторов? Их заметили после выставки?
- Южно-Российская биеннале стала номинантом премии современного искусства «Инновация» в Москве. Столичные коллеги отметили, что на Дону много молодых художников с мастерством европейского уровня. Например, экспертов впечатлила картина из плёнки художника Алексея Хамова. Ему, насколько я знаю, поступило несколько предложений о работе в крупных проектах. К слову, помимо местных мастеров, в биеннале принимали участие значимые фигуры современного искусства, такие, как, например, Иван Колесников, талантливый дизайнер, оформлявший обложку диска знаменитого Франка Заппы и декорации к фильму «Generation П». Ещё один звёздный гость, выступивший в качестве критика и зрителя, - Сергей Бугаев по прозвищу «Африка». Это художник, музыкант и актёр, сыгравший одну из главных ролей в фильме «АССА». Помните, по сюжету там была рукотворная «Книга жизни»? Именно она вдохновила меня на создание в рамках биеннале проекта Бук-арт. Вместе со студентами из института архитектуры и искусств мы склеили и украсили оригинальными иллюстрациями авторские книги. Во многих работах вместо бумаги ребята использовали пластик, расписывая его акрилом, и даже ткань, расшитую бижутерией. Признаться, я придирчивый преподаватель и часто ворчу на своих студентов, чтобы не расслаблялись. Но на самом деле восхищён ими. Новое поколение в чём-то даже лучше своих учителей. Они более раскованны, и их творческие эксперименты порой очень смелые. А знаете, какие художники самые свободные?
-?
- Дети. Мы хотим подключать к выставке самых маленьких мастеров, ведь они совершенно по-особому смотрят на мир. В рамках прошедшего биеннале был проект «Движущиеся картинки», там ученики детской мастерской попробовали себя в роли художников-аниматоров. Они сами создали серию коротких фильмов, используя самую простую технику и материалы: бумага, ножницы, карандаши и краски. Сняли получившиеся фигуры на цифровой фотоаппарат, а потом с помощью взрослых собрали изображения в мультик на компьютере. У некоторых восьмилетних авторов уже сейчас виден большой потенциал. Ради образования этого поколения биеннале должно быть регулярным, а не разовым случайным мероприятием. В этом году в России должно открыться всего три подобные выставки: В Москве, в Екатеринбурге и, скорее всего, в Ростове. Мы не оставляем надежды. Уже готов концепт следующей экспозиции, назначенной на 21 декабря этого года, конец света по календарю майя. Я начал отсматривать работы участников и пытаюсь, как и полагается, заранее найти площадку для их размещения. Девизом биеннале будет крылатое выражение Достоевского: «Красота спасёт мир». Осталось разобраться, кто спасёт современное искусство на Дону. Я обращался в Министерство культуры, писал письмо губернатору, но никакой конкретной помощи мне там так и не предложили.