О библиотекаре, который в свободное от работы время трудится парикмахером, играет в уникальном театре, путешествует по рекам России и готовится к персональной фотовыставке, узнали «АиФ на Дону».
Бумажные друзья детства
- Лет в пятнадцать меня поразил удивительный факт из жизни аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса, который тоже был библиотекарем. Он рано ослеп, но до конца своей долгой жизни продолжал покупать книги. Любил чувствовать шероховатость бумаги и запах типографской краски. Говорил, что книга - естественное продолжение руки мыслящего человека. Это было так созвучно с моим настроением! Книги окру¬жали меня буквально с самого рождения. Мама всю жизнь проработала в ростовской библиотеке имени Карла Маркса и приносила меня сюда, когда я ещё не умел ходить. Первые детские воспоминания связаны с книгами. Ещё не умея читать, мне нравилось перебирать старые пыльные томики. Однажды мама услышала, как я чихаю, и пошутила, что это книжки меня заразили. Чуть позже, когда слёг с простудой, искренне верил, что это происки моих бумажных друзей. Они всегда были для меня одушевлёнными. Я достаточно рано прочёл всю русскую классику, поэтому Гоголь, Пушкин, Чехов и Достоевский казались мне, скорее, дальними родственниками, чем авторами книг, - говорит Виктор Николаевич.
Работать он стал ещё школьником: подавал матери книги, заполнял карточки и составлял каталоги. В 61-м году, когда Гагарин полетел в космос, для местных мальчишек маленький библиотекарь стал кем-то вроде книжного небожителя. Ребята заходили в библиотеку и с порога спрашивали Витю. Маленький Дьячков находил в газетах и журналах самую интересную информацию про космонавта, с фотографиями кумира.
- Большую часть жизни я проработал в секторе периодических изданий и, конечно, с закрытыми глазами найду, например, первый номер «АиФ на Дону», - признаётся он. Иногда коллеги звонят ему даже во время отпуска, спрашивают, где лежит та или иная подшивка. И тут же слышат ответ: «Танечка, подойди к красному шкафу, сверни налево до полки с буквой «А», внизу, видишь, стопка газет, прошитая синим шнурком? Это она». В библиотеке про уникальную память, эрудицию и другие таланты Дьячкова ходят легенды.
После перестройки, библиотекари, считавшиеся когда-то носителями культуры в массы, стали, по сути, ненужными людьми. Какие книжки в эпоху малиновых пиджаков? Но не хлебом единым... Дело было перед Новым годом. Денег не хватало даже на скромные сувениры. Решили подарить друг другу хотя бы хорошие эмоции. Так появилась театральная студия «Все свои», режиссёром которой на об¬щест¬венных началах стал актёр Влад ВЕТРОВ, ныне играющий в столичном «Современнике». Выбрали пье¬су Чехова...
- Это было нечто невообразимое. Каждую репетицию стоял такой шум и гам! Одна дамочка спорила с режиссёром, другая заламывала руки от переживаний, третья никак не могла найти нужную интонацию, четвёртая рыдала над неудачным костюмом, - вспоминает Виктор Николаевич. - Когда постановка в конце концов состоялась, она понравилась не только коллегам, но и ростов¬ским театралам. Критики писали, что спектакль единственного в стране библиотечного театра нельзя назвать самодеятельностью, настолько мы искренне играли на сцене. С тех пор каждый год студия готовит по спектаклю. А когда свои силы в режиссуре попробовала Светлана НОВИКОВА, стал пополнять репертуар сразу двумя постановками.
Однажды на очередном вы¬ступлении между собой поспорили два зрителя. Один утверж¬дал, что на сцене блистает библиотекарь Дьячков, другой - что актёр вот уже много лет работает парикмахером и стрижёт всю его семью. Спор выиграли оба. Сразу после армии Виктор Николаевич окончил курсы парикмахеров.
- Утром - книжки, вечером - причёски и наоборот. Работал посменно, поэтому успевал везде, - объясняет он.
Много лет Дьячков возглавлял не только отдел периодических изданий, но и парикмахерскую на Пушкинской. И снова он, кружа с ножницами вокруг клиента, мастерил модельные стрижки. Со временем парикмахерская закрылась, но посетители остались. Причём мужской мастер стал стричь, измеряя работу не количеством человек, а... подъездами. Почти все клиенты соседствовали друг с другом, поэтому он договаривался с ними на определённый день и начинал работать, спускаясь с этажа на этаж. За десятки лет работы сменилось уже несколько поколений, появились даже свои традиции: в конце парикмахерского марш-броска благодарные клиенты накрывают стол, разливают по рюмочкам ледяную водку и обсуждают книжные новинки...
Исповедуя радости каждого дня
Дьячков говорит, что возможность видеть счастье в простых вещах ему привила мама - Людмила Борисовна. Она одна поднимала двоих сыновей, но умудрялась на скромную зарплату библиотекаря выкраивать средства, чтобы каждый отпуск возить детей в какой-нибудь примечательный своей историей город. Путешествия были недол¬гие, но рассказы об интересных событиях и людях поражали мальчишеское воображение.
- Мама всегда была лёгкая на подъём. Помню, уже на пенсии она внезапно захотела в Узбекистан, в котором никогда не была. Недолго думая, мы обзвонили всех знакомых, заняли деньги, и уже через сутки она примеряла тюбетейки на восточном базаре, - вспоминает Виктор Николаевич.
Наверно, поэтому и он также копит весь год, чтобы отправиться в круиз по российским рекам, мечтает увидеть берега Сибири, посетить Байкал. Про те места, где был неоднократно, может рассказывать бесконечно...
- Бывает, выйдешь в каком-нибудь маленьком городке, который уже посещал неоднократно. Группа туристов в одну сторону, по музеям, а я - в другую, бродить по стареньким улочкам с фотоаппаратом. Собрал уже целую коллекцию снимков. В следующем году в библиотеке устроим выставку, - показывает Дьячков фотографии, на которых покосившиеся хаты, церквушки в хороводе берёз, разбитые крепости на берегах рек... Удивительные мелочи, на которые обычно не обращаешь внимания: коты, развалившиеся в тени, облако, зацепившееся за башенку Кремля, босоногие дети, торгующие стаканчиками черники или малины...
Есть на этих снимках и Ростов. Его Виктор Николаевич особенно любит снимать утром первого января, когда в городе непривычная тишина, заснеженные пустые улицы с редкими прохожими...
- Вокруг разлито столько красоты, бери - не хочу. Поэтому я удивляюсь, когда люди тратят жизнь в гонке за деньгами. Можно жить, исповедуя простые радости каждого дня, - считает он.
Кто-то подумает: мол, легко рассуждать о счастье, когда нет семейных проблем, много ли одному надо...
- Много. Ведь у каждого своё понимание счастья. Бывшей жене, например, было странно, что я люблю свои неприбыльные профессии. Что диван с телевизором никогда не станет для меня местом отдыха. И я понял, что мне неплохо и наедине с самим собой, в одиночестве, хотя расстались мы добрыми друзьями, - объясняет Дьячков.
Да и можно ли назвать одинокой жизнь, в которой есть место большой библиотеке, ставшей домом, в которой этажи из клиентов-друзей, театральная студия со своими поклонниками и путешествия? Разрушитель стереотипов улыбается и пожимает плечами...