В администрации Ростова-на-Дону вновь вернулись к идее переноса главного автовокзала с проспекта Сиверса. Об этом рассказал градоначальник Алексей Логвиненко. Почему этот вопрос постоянно возникает, и что думают эксперты об этой идее?
Пробки из-за автобусов?
Власти говорят о возможном переносе автовокзала как способе борьбы с пробками в донской столице. Новым местом предлагается терминал бывшего аэропорта на проспекте Шолохова.
– Нелогично, что пассажиры сначала едут в центр города, а потом большие автобусы из него выбираются. Сейчас у нас есть уникальная возможность перенести автовокзал на территорию старого аэропорта, – считает Алексей Логвиненко.
Однако главный автовокзал был построен в 1980 году как раз для того, чтобы организовать единый транспортно-пересадочный узел, к слову, самый большой на юге России. До этого в городе был только другой автовокзал – сейчас он называется старым или пригородным. Он находится на проспекте Шолохова, как и бывший аэропорт, однако ближе к центру. После введения в строй нового комплекса часть пассажиропотока отошла к нему. Теперь прежний автовокзал в основном обслуживает рейсы автобусов, которые отправляются в северном и восточном направлениях. Сделано это было как раз ради удобства пассажиров.
Согласно данным самого главного автовокзала, которые указаны на официальном сайте, ежедневно с него отправляется в рейсы порядка 400 автобусов. При этом всего на улицы донской столицы выезжает порядка 420 тысяч автомобилей в сутки. Несложно подсчитать, что дороги Ростова, если автовокзал вынести, разгрузятся, мягко говоря, несильно. Да и после введения в строй Темерницкого моста в 2010 году большинство рейсов получили возможность сразу выезжать по нему за пределы города.
Какой переносить?
Вообще предложения перенести то один, то другой автовокзал муссируются в Ростове с 2016 года. К примеру, ранее были разговоры о переносе на территорию бывшего аэропорта именно старого автовокзала. После открытия нового аэропорта Платов в декабре 2017 года здание терминала авиагавани пустует, а сам район посёлка Пилотов выглядит пустынным. Там должна появиться жилая застройка и социальная инфраструктура, но на это уйдёт несколько лет. Насколько будет уместно такое соседство с крупным автовокзалом – большой вопрос.
Кроме того, в середине 2000-х в Ростове была попытка открыть автовокзал «Восточный» в районе авторынка «Алмаз». Но он проработал несколько месяцев и оказался неинтересен ни для пассажиров, ни для перевозчиков. Сейчас его помещения арендуют.
А вот что будет с местом в центре города, где сейчас располагается главный автовокзал, в случае его переноса, не уточняется.
Комментарий эксперта
Игорь Негодаев, руководитель портала «Ростов-Транспорт»:
«Перенос главного автовокзала – неудобная инициатива и для горожан, и для транзитных пассажиров, и для города. При переносе разрушатся крупные и удобные транспортно-пересадочные узлы, грамотно спроектированные ещё советскими специалистами. Сейчас в Ростове есть уникальная возможность дойти пешком от поезда или электрички до автобуса за пять минут. После переноса транзитные пассажиры будут вынуждены использовать сначала городской транспорт. Зачем создавать лишние неудобства и увеличивать нагрузку на городские автобусы?!
Район бывшего аэропорта вообще намного хуже снабжён городским транспортом, чем Привокзальная площадь. Добраться до главного автовокзала сейчас легко можно из любой точки Ростова, а до того района – нет, и перенастройка транспортной сети после такого переноса, вероятно, растянется по времени и наверняка приведёт к появлению новых проблем.
Пользы от переноса автовокзала ни для пассажиров, ни для города не видится, а вот неудобств будет создано предостаточно. Это ударит и по имиджу города. Однако порядок на Привокзальной площади надо навести. Тамошний хаос связан с низким уровнем благоустройства, разгулом уличной торговли и хаотичной парковкой автомобилей – и именно эти вопросы может решить городская власть».