В Ростовской области цены на подержанные автомобили продолжают бить рекорды. Только с начала года они выросли на треть.
Что происходит с авторынком, как ростовчане адаптируются к новой реальности и что делают, чтобы сэкономить на покупке машины, выяснял rostov.aif.ru.
Дорожает всё!
Подержанные автомобили в Ростовской области резко подорожали. За 2023 год цены на них выросли вполовину, а в этом году ещё на треть. По данным портала «Авто.ру», в среднем стоимость машин секонд-хенд в регионе – 1,7 млн рублей. Больше всего подорожали Lada, Chevrolet и Toyota. Дорожают и новые авто – средняя стоимость более 3 млн рублей. Спрос покупателей резко качнулся в сторону отечественного автопрома: в сегменте российской вторички больше всего спросом пользуются Lada Granta, Lada Vesta. 2114 Samara. В топе популярности также иномарки KIA, Hyundai и Nissan. Не чураются дончане и китайских брендов Geely, Havail, Exeed, Omoda.
«Причины роста цен на автомобили: курс валют, уход европейских марок из-за санкций, сложности с логистикой, увеличение таможенных пошлин. Добавьте к этому повышение ставки ЦБ и, как следствие, удорожание автокредитов, – поясняет финансовый аналитик, экономист Валерий Сусов. – Кроме того, с апреля меняется схема ввоза машин – занижение таможенной стоимости теперь учтут в составе утилизационного сбора. В итоге новые машины станут ещё дороже, за ними подтянутся и автомобили с пробегом. Плюс сезонность: весной и в начале лета спрос на авто растёт всегда».
Машины до 2 млн рублей теперь считаются бюджетным вариантом, а авто за 2-5 млн рублей вошли в средний ценовой сегмент. Всё, что выше, среднестатистическому дончанину не по карману. При этом найти сегодня хороший подержанный автомобиль до 1 млн рублей не так-то просто. Если машина действительно в добром состоянии, то после того, как её выставили на продажу, она уходит практически сразу. Поэтому на Дону всё большим спросом стали пользоваться услуги авториелторов. Они работают по аналогии с агентами недвижимости: клиент оговаривает цену и параметры машины, которую он желает купить, а агент находит подходящий вариант. За вознаграждение.
«Я живу, вроде, недалеко от Ростова, но раза четыре сгонял на просмотр без результата и стал искать посредника. Времени на поиск в интернете тоже уходит уйма. А так за 15 косарей мне за неделю нашли подходящий вариант: Ford Focus, 1,6 л, механика, 2013 г., пробег 180 тыс./км за 900 тыс. рублей. Автомобиль в достойном состоянии – ни одной перекрашенной детали», – рассказывает азовчанин Роман Ерёменко.
Сами с руками
Бурный рост цен сказался на поведении потребителей – народ снизил планку при выборе авто. Пробег, небольшие дефекты кузова, проблемы с подвеской, неудобство вождения «праворуких» авто или несколько владельцев отошли на второй план. Люди боятся, что если не купят машину сегодня, завтра она вообще станет не по карману. Видя это, продавцы начали избавляться даже от автохлама, который ещё вчера и не чаяли продать. А ещё рынок наводнили авто с «битых» аукционов – машины, восстановленные после ДТП и перепроданные в Россию.
«Пока есть чудаки, которые за древний «Акцент» готовы отдать почти лям денег, цены будут взлетать. Ажиотаж толкает их вверх», – уверен ростовчанин Юрий Конеев.
Дончане стали дольше ездить на одной машине и чаще ремонтироваться: те, кто сами с руками, стали присматриваться к автомобилям, которые можно починить самостоятельно. Правда, эта тенденция тут же потянула за собой вверх цены на запчасти и услуги ремонта. Да и сами запчасти оказались в дефиците, особенно для иномарок.
«Мой тесть в советское время свой «Москвич-412» до винтика разбирал и снова собирал. Мог реанимировать почти любую деталь. В нашей семье это было предметом шуток, а сейчас я с ним советуюсь, что и как мы можем отремонтировать, не обращаясь в автосервис», – рассказывает житель Волгодонска Егор Солоницын.
Кстати, подержанные отечественные автомобили сегодня пользуются повышенным спросом не только потому, что они дешевле импортных европейских по цене, они дешевле в ремонте и на них проще достать запчасти.
Машина как средство инвестиций
Как и у каждой медали, в сложившейся ситуации есть своя оборотная сторона: дилеры, скупившие автомобили для перепродажи, не могут их реализовать. Денег, которые автоцентры просят за свой товар, у покупателей нет. Либо люди психологически не готовы их платить. А продавцы не хотят, да и не могут подвинуться в цене.
«Мы же не можем продавать новую машину по цене вторички. И не только потому, что это как-то глупо. Просто, а что мы купим на эти деньги завтра? Нам же их нужно вложить в новый товар, – поясняет автодилер Роман Семенюк. – Движимое имущество, такое как автомобиль, раньше не было средством инвестиций. Если это, конечно, не редкий ретромобиль. Сегодня иногда выгоднее не перепродавать машину, а держать её и ждать, когда она ещё вырастет в цене».
Многие морально не готовы к тому, что сейчас за миллион ничего хорошего не найти и приходится брать машину классом пониже. А кто-то, наоборот, находит в этом плюсы.
«Я свою Kia Rio 2016 года с пробегом 50 тыс. км два года назад покупал за 730 тысяч рублей, недавно продал её за 1 340 тысяч и купил Hyundai Accent за 690 тысяч. На остальное погасил ипотеку. Мне автомобиль нужен по Таганрогу до работы доехать, да раз в месяц в Ростов съездить. Обслуживание и страховка, опять же, дешевле. А цены вырастут, снова продам дороже, чем брал», – делится таганрожец Андрей Волков.
В общем, каждый приспосабливается к ситуации по-своему. А специалисты в автосервисах советуют беречь свой автомобиль и вовремя его обслуживать. Тогда он будет дольше на ходу и больших затрат на ремонт получится избежать.
Прогноз эксперта
Предприниматель, авториелтор Михаил Логовой:
– Уверен, что цены не упадут. Это, как ждать, что доллар снова будет по 40 рублей. Вспомните свой опыт, разве цены когда-то снижались? Тем более, что дефицит б/у автомобилей растёт – старые машины вырабатывают свой ресурс, а нового пополнения нет и не предвидится. Мой прогноз по вторичному рынку: увеличение стоимости на все виды авто в среднем на 20% до конца осени.
Мнение юриста
Консультант по вопросам потребительского рынка, юрист Алексей Мамаев:
– Очень советую покупать автомобиль, особенно премиум-класса, посоветовавшись с юристом. Он проверит чистоту авто: машина может оказаться в залоге, кредите или лизинге. Пробьёт её по базе ГИБДД, проверит, скольких владельцев сменил автомобиль. А также, как и откуда он попал в Россию – иногда это бывает нелегально. Есть нюансы и со страховкой: страхователем и выгодоприобретателем должен быть сам продавец авто, а не банк или юридическое лицо. Кроме того, важно грамотно составить договор купли-продажи, расписку и другие документы.