Примерное время чтения: 8 минут
1211

Авто уже не то. Почему по всей стране растут спрос и цены на машины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Ростов 16/04/2024
Дончане стали дольше ездить на одной машине, но пересаживаться на общественный транспорт не спешат.
Дончане стали дольше ездить на одной машине, но пересаживаться на общественный транспорт не спешат. / Ольга Грекова / АиФ-Ростов

В Ростовской области цены на подержанные автомобили продолжают бить рекорды. Только с начала года они выросли на треть.

Что происходит с авторынком, как ростовчане адаптируются к новой реальности и что делают, чтобы сэкономить на покупке машины, выяснял rostov.aif.ru.

Дорожает всё!

Подержанные автомобили в Ростовской области резко подорожали. За 2023 год цены на них выросли вполовину, а в этом году ещё на треть. По данным портала «Авто.ру», в среднем стоимость машин секонд-хенд в регионе – 1,7 млн рублей. Больше всего подорожали Lada, Chevrolet и Toyota. Дорожают и новые авто – средняя стоимость более 3 млн рублей. Спрос покупателей резко качнулся в сторону отечественного автопрома: в сегменте российской вторички больше всего спросом пользуются Lada Granta, Lada Vesta. 2114 Samara. В топе популярности также иномарки KIA, Hyundai и Nissan. Не чураются дончане и китайских брендов Geely, Havail, Exeed, Omoda.

«Причины роста цен на автомобили: курс валют, уход европейских марок из-за санкций, слож­но­сти с логистикой, увеличение таможенных пошлин. Добавьте к этому повышение ставки ЦБ и, как следствие, удорожание автокредитов, – поясняет финансовый аналитик, экономист Валерий Сусов. – Кроме того, с апреля меняется схема ввоза машин – занижение таможенной стоимости теперь учтут в составе утилизационного сбора. В итоге новые машины станут ещё дороже, за ними подтянутся и автомобили с пробегом. Плюс сезонность: весной и в начале лета спрос на авто растёт всегда».

Машины до 2 млн рублей теперь считаются бюджетным вариантом, а авто за 2-5 млн рублей вошли в средний ценовой сегмент. Всё, что выше, среднестатистическому дончанину не по карману. При этом найти сегодня хороший подержанный автомобиль до 1 млн рублей не так-то прос­то. Если машина действительно в добром состоянии, то после того, как её выставили на продажу, она уходит практически сразу. Поэтому на Дону всё большим спросом стали пользоваться услуги авториелторов. Они работают по аналогии с агентами недвижимости: клиент оговаривает цену и параметры машины, которую он желает купить, а агент находит подходящий вариант. За вознаграждение.

«Я живу, вроде, недалеко от Ростова, но раза четыре сгонял на просмотр без результата и стал искать посредника. Времени на поиск в интернете тоже уходит уйма. А так за 15 косарей мне за неделю нашли подходящий вариант: Ford Focus, 1,6 л, механика, 2013 г., пробег 180 тыс./км за 900 тыс. рублей. Автомобиль в достойном состоянии – ни одной перекрашенной детали», – рассказывает азовчанин Роман Ерёменко.

Сами с руками

Бурный рост цен сказался на поведении потребителей – народ снизил планку при выборе авто. Пробег, небольшие дефекты кузова, проблемы с подвеской, неудобство вождения «праворуких» авто или несколько владельцев отошли на второй план. Люди боятся, что если не купят машину сегодня, зав­тра­ она вообще станет не по карману. Видя это, продавцы начали избавляться даже от автохлама, который ещё вчера и не чаяли продать. А ещё рынок наводнили авто с «битых» аукционов – машины, восстановленные после ДТП и перепроданные в Россию.

«Пока есть чудаки, которые за древний «Акцент» готовы отдать почти лям денег, цены будут взлетать. Ажиотаж толкает их вверх», – уверен ростовчанин Юрий Конеев.

Дончане стали дольше ездить на одной машине и чаще ремонтироваться: те, кто сами с руками, стали присматриваться к автомобилям, которые можно починить самостоятельно. Правда, эта тенденция тут же потянула за собой вверх цены на зап­части и услуги ремонта. Да и сами запчасти оказались в дефиците, особенно для иномарок.

«Мой тесть в советское время свой «Москвич-412» до винтика разбирал и снова собирал. Мог реанимировать почти любую деталь. В нашей семье это было предметом шуток, а сейчас я с ним советуюсь, что и как мы можем отремонтировать, не обращаясь в автосервис», – рассказывает житель Волгодонска Егор ­Солоницын.

Кстати, подержанные отечественные автомобили сегодня пользуются повышенным спросом не только потому, что они дешевле импортных европейских по цене, они дешевле в ремонте и на них проще достать запчасти.

Машина как средство инвестиций

Как и у каждой медали, в сложившейся ситуации есть своя оборотная сторона: дилеры, скупившие автомобили для перепродажи, не могут их реализовать. Денег, которые автоцент­ры просят за свой товар, у покупателей нет. Либо люди психологически не готовы их платить. А продавцы не хотят, да и не могут подвинуться в цене.

«Мы же не можем продавать новую машину по цене вторички. И не только потому, что это как-то глупо. Прос­то, а что мы купим на эти деньги зав­тра­? Нам же их нужно вложить в новый товар, – поясняет автодилер Роман Семенюк. – Движимое имущество, такое как автомобиль, раньше не было средством инвестиций. Если это, конечно, не редкий ретромобиль. Сегодня иногда выгоднее не перепродавать машину, а держать её и ждать, когда она ещё вырастет в цене».

Многие морально не готовы к тому, что сейчас за миллион ничего хорошего не найти и приходится брать машину классом пониже. А кто-то, наоборот, находит в этом плюсы.

«Я свою Kia Rio 2016 года с пробегом 50 тыс. км два года назад покупал за 730 тысяч рублей, недавно продал её за 1 340 тысяч и купил Hyundai Accent за 690 тысяч. На остальное погасил ипотеку. Мне автомобиль нужен по Таганрогу до работы доехать, да раз в месяц в Ростов съездить. Обслуживание и страховка, опять же, дешевле. А цены вырастут, снова продам дороже, чем брал», – делится таганрожец Андрей Волков.

В общем, каждый приспосабливается к ситуации по-своему. А спе­циа­лис­ты в автосервисах советуют беречь свой автомобиль и вовремя его обслуживать. Тогда он будет дольше на ходу и больших затрат на ремонт получится избежать.

авто в Ростове, купить авто в Ростове, цены на машины, рынок автомобилей, купить машину в Ростове
 

Прог­но­з эксперта

Предприниматель, авториелтор Михаил Логовой:

– Уверен, что цены не упадут. Это, как ждать, что доллар снова будет по 40 рублей. Вспомните свой опыт, разве цены когда-то снижались? Тем более, что дефицит б/у автомобилей растёт – старые машины вырабатывают свой ресурс, а нового пополнения нет и не предвидится. Мой прог­но­з по вторичному рынку: увеличение стоимости на все виды авто в среднем на 20% до конца осени.

ВАЖНО
Иногда те, у кого есть родственники или знакомые в Армении, Абхазии и Белоруссии, просят пригнать им машину из ближнего зарубежья. На автодорогах Ростова появилось немало авто с иностранными номерами, которыми управляют водители по доверенности. Следует знать, что в случае ДТП российская страховка на такие транспортные средства не действует.

Мнение юриста

Консультант по вопросам потребительского рынка, юрист Алексей Мамаев:

– Очень советую покупать автомобиль, особенно премиум-класса, посоветовавшись с юристом. Он проверит чистоту авто: машина может оказаться в залоге, кредите или лизинге. Пробьёт её по базе ГИБДД, проверит, скольких владельцев сменил автомобиль. А также, как и откуда он попал в Россию – иногда это бывает нелегально. Есть нюансы и со страховкой: страхователем и выгодоприобретателем должен быть сам продавец авто, а не банк или юридическое лицо. Кроме того, важно грамотно составить договор купли-продажи, расписку и другие документы.

КСТАТИ
Богатые тоже плачут: на рынке премиальных машин – колоссальный дефицит и заоблачные цены. Автомобилей такого класса и возрастом до пяти лет на донском рынке не найти, да и в целом по стране это штучный товар.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах