Советские солдаты скрывались от немцев в... зоопарке
23 февраля в России отмечают День защитника Отечества. Незадолго до этого в Ростове торжественно отпраздновали день освобождения донской столицы от фашистов. При этих двух памятных февральских датах обычно вспоминают бойцов, воевавших на фронте. Впрочем, не меньше героев было и в тылу. Причём свои подвиги они порой совершали в самых неожиданных местах.
- Вот она - Турья горка, - старейшая работница зоопарка и хранительница его музея Клавдия Мирошникова показывает на рукотворную скалу.
Обычно по её склонам оголтело скачут мохнатые горные козлы, но сейчас на улице чересчур уж морозно и парнокопытные попрятались - для них в скале устроен специальный грот.
С улицы он почти незаметен. Шестьдесят восемь лет назад здесь, внутри Турьей горки, восемь месяцев прожили бойцы Красной Армии, которых тайно укрыла в гроте сотрудница зоопарка Александра Егорова.
Восемь месяцев в темноте
- Шурочка вспоминала, что это были сапёры из 56-й армии, их оставили заминировать дороги на пути немцев, - говорит Клавдия Константиновна. - Догнать своих они не успели: фашисты заняли город. Это случай. Невероятная удача, что им повстречалась Егорова.
Окруженцы не догадывались, что хранить тайну для работников зоопарка было не вновь. Ведь девятью месяцами раньше он уже был спасительной обителью для людей.
- Ещё в ноябре 1941-го, когда немцы первый раз захватили Ростов, наши работницы прятали в зоопарке солдат, - рассказывает Мирошникова. - Утром шли на работу, смотрят - из камышей кто-то пилоткой машет. Глянули - там солдатик сидит, отстал от части. Позади второй, третий. Всего двадцать восемь человек. Немцев на улицах ещё мало было, так они солдат потихоньку в зоопарк провели и спрятали в зерновом амбаре. Одному места не хватило - его в антилопник сунули. Так они и прятались там, пока немцы не ушли. Но та, первая, оккупация длилась всего неделю. А скрываться восемь месяцев - совсем другое дело. Тем более скрываться в самом фашистском логове.
Во время второй оккупации на территории зоопарка расположились комендантская рота и карательное подразделение. Вечерами каратели уходили в Змиёвскую балку и эхо доносило оттуда треск пулемётов.
- Когда Шурочка прятала солдат, немцы ещё не заняли зоопарк. А потом их столько набежало, что вывести бойцов незаметно было уже невозможно, - продолжает Клавдия Константиновна. - Егорова ежедневно навещала их, делала вид, что идёт кормить козлов. Только фашисты не догадывались, что под слоем зерна у неё в ведре каша для солдат. Если бы вдруг случайно проверили, никто бы не спасся.
Животный страх
Впрочем, спасать от гибели приходилось не только людей.
- Главным в зоопарке тогда остался Михаил Ильич Денисов, - вспоминает Мирошникова. - Он хорошо знал немецкий язык. Однажды услышал, как фашисты спорят, что лучше приготовить из оленины. Ночью он тайно пробрался в олений вольер и намазал им шеи солидолом, а сверху ещё и добавил зелёнки. Немцам же наутро сказал, что звери страшно больны, - в итоге те отказались от деликатеса. Другой раз фашист то ли со злобы, то ли для куражу решил пристрелить "русского медведя". Уже вставил мишке ствол в пасть, это увидела сотрудница, подбежала, оттолкнула. Чудо, что её саму не застрелили.
Хотя всех зверей защитить всё же не удалось. В зоопарке жил верблюжонок, добродушный и ласковый. Однажды он подошёл к немцу, а тот перепугался и со страху залез на дерево. Верблюжонку было интересно, что делает на ветке человек, он стал тянуться мордой. Тогда немец пустил в него очередь...
От холода и бескормицы умерли аквариумные рыбки, погибли теплолюбивые пресмыкающиеся. И всё же большую часть коллекции удалось сохранить. Но главное: утром 14 февраля, когда освобождённый город заняли советские части, из грота на свет вышли семеро оставшихся в живых бойцов.
Герои без наград
Восемь месяцев оккупации оставили зоопарк в руинах. Восстановление растянулось почти на двадцать лет. Клавдия Мирошникова вспоминает, как в начале шестидесятых пришла в зоопарк на работу.
- Денисова на должности директора тогда уже не было, - рассказывает она. - После Победы кто-то написал донос, что он во время оккупации запрещал ростовчанам разбирать на дрова ограды вольеров и тем самым сохранял в живых зверей для немцев. Михаила Ильича забрали и едва не посадили. К счастью, обошлось. Александра Егорова ещё многие годы трудилась в зоопарке. Она никогда не хвалилась тем, что сделала. И ни.кто не догадался представить её к награде. Ничего неизвестно и о солдатах, которые прятались в Турьей горке. Шурочка только помнила, что двое из них до войны жили в Новочеркасске и что у одного была фамилия Федорчук. Я пробовала разыскать их или их родных, но не вышло. Может быть, кто-то прочитает газету и вспомнит в спасённом солдате своего деда?
Александр Ключников. Фото из архива зоопарка
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть