Что связывает известного режиссёра с донской столицей
В конце минувшего года режиссёр Марк РОЗОВСКИЙ поставил в Ростове спектакль, в котором собрал воедино самые популярные мировые мюзиклы.
Впрочем, как оказалось, это не первая работа Розовского в нашем городе, с которым его связывают давние дружеские связи.
Ростов - город театральный
- Марк Григорьевич, на театральной карте страны Ростов считается не самым театральным городом...
- Погодите, а как же знаменитые ростовчане - Кирилл Серебренников, Анатолий Васильев, Геннадий Тростянецкий, Игорь Ливанов, Влад Ветров, Константин Лавроненко, Сергей Жигунов и другие?!
- Но они по разным причинам уехали, да и широкая популярность пришла к ним уже в столице...
- Как бы там ни было, талант на пустом месте не рождается. Сколько блестящих артистов и режиссёров вышло из Ростова и прекрасно себя чувствует в других городах! Это уже признак того, что город театральный. В последний свой приезд я видел множество молодых людей, которые тянутся к театру, причём так было и в советское время. Это значит, что в донской столице сохраняется театральный потенциал. В начале 60-х выпускник химфака РГУ Толя Васильев рассказывал, что ставит мою пьесу в студенческом театре (ныне Васильев - режиссёр мирового уровня, живёт и работает в Париже. - Ред.). А вскоре и я с драматургом Виктором Славкиным приехал в Ростов по приглашению Дома народного творчества. И у нас началось сотрудничество, которое длилось много лет. Мы ставили праздники с казачьими хорами, с самодеятельностью. Но вершиной этого творчества стало создание совершенно уникального ансамбля, который назывался "Мюзик-холл ростовского авиаотряда". Как вам это нравится? Я жил в гостинице при аэропорте. У нас был огромный оркестр. Но мы решили, что этого мало, и набрали балет.
- Из кого?
- Из стюардесс, естественно.
- Как известно, в мюзик-холлах не только танцуют, но и поют. Стюардессы у вас ещё и пели?
- Нет, у нас пели лётчики (Смеётся). Причём пели блестяще. И ещё были привлечены цирковые артисты. Получился разнообразный, многожанровый, совершенно убойный спектакль-концерт ростовского авиаотряда. Это был конец 1960-х годов. Как раз в Москве закрыли студию "Наш дом" (театр, рождённый в недрах МГУ), и я остался без работы. Но это ещё полбеды. Новую работу найти я не мог, поскольку числился в чёрных списках. Неизбежно начиналась тяжёлая жизнь. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы меня не пригласил в Ростов Нарик (Леонард) Гатов - совершенно уникальный человек, блестящий организатор, настоящий фанат театра. Кстати, это он вместе с Григоровичем создал музыкальный театр в Краснодаре. К сожалению, Леонард умер несколько лет назад. Тогда Нарику удавалось невозможное. Например, вслед за мной он пригласил в Ростов Алика Аксельрода (создателя КВН). И каждый его приезд сопровождался невероятными постановками на донской эстраде. Кстати, помимо Гатова в Доме народного творчества работала Юлия Синельникова, с которой нас по сей день связывает дружба. Так что в Ростове, можно сказать, я пустил корни.
"Мы объездили всю область"
- Но, говорят, ваша агитбригада славилась и в области?
- Я жил тогда в гостинице "Ростов". И хотя это была лучшая гостиница в городе, такой узкой кровати, как там, я больше никогда в жизни не видел. Можно было спать только на боку. Причём я не огромных размеров, но как я мучился! Не выспавшись, часто вставал на рассвете и ехал в командировку со своей агитбригадой. Так мы объездили всю Ростовскую область. И, конечно, эти концерты мы делали не похожими на тупые советские выступления, какие устраивались для пропаганды. Под маркой агитбригады мы делали мощное эстрадное зрелище, какое в те годы ни один городской театр не пустил бы на свою сцену: администраторы боялись, что их за жабры возьмут. А в хуторах среди колхозников мы позволяли себе довольно острые вещи.
У Нарика и Юли было множество друзей в донских станицах и хуторах. И всюду нас угощали самогоном. Мы закусывали солёненькими огурчиками, маринованными помидорчиками, слушали удивительные байки, рассказы. Всё это дышало "Тихим Доном". Там был полный набор персонажей - и Щукари, и Размётновы, и Давыдовы, и Мелихов. Хотя тогда казачий круг был запрещён как таковой, но характеры людей были ярко выражены.
Что греха таить? Считалось, что казаки - антисемиты: мол, так исторически сложилось. Но ни одного антисемита на Дону я не встречал, хотя жил в их домах. Это были удивительно добрые и гостеприимные люди. Сегодня, когда активизировались националисты, я слышу, что Ростовская область - один из самых проблемных регионов, меня это удивляет. Возможно, мне везло. Но за все годы своего общения я не помню ни одного случая, ни одного мотива или намёка на мою национальность.
Юмор, идущий от земли
- А не заметили вы за все эти годы такую ростовскую черту, как юмор?
- Я вам больше скажу. Ростов в плане юмора действительно похож на Одессу. Правда, юмор в Одессе "делают" интеллигенты, хотя заражены им и простые люди, а в Ростове юмор, идущий от земли, от простого народа. Здесь меньше ощутима интеллигентская прослойка. Зато насколько очаровательны простонародные шутки. Сколько я их наслышался на Центральном рынке! И типажи там за прилавками колоритные.
Мясник спрашивает соседку:
-Маша, ты всё своё мясо продала?
- А як же! Вишь, какая худая стала.
А ещё меня потрясло, что в Ростове есть целый ряд прилавков, за которыми кореянки продают корейские соленья. Ни в одном городе России я такого не видел. Они все такие крикливые, при этом абсолютно доброжелательны и чувствуют себя наравне со всеми.
Ростов не менее интернационален, чем Одесса. Начать с того, что огромная армянская диаспора живёт в Нахичевани, и она вносит свою живинку. В театре я с огромным наслаждением репетировал с Эдиком Закаряном. У него невероятное чувство юмора! Или вспомнить бывшего завлита театра Горького Наташу Перминову, которая свой материал о бедах театра назвала "Ростовский театр драмы имени Горького опыта". Сколько юмора и сарказма в одной лишь фразе!
- Ну и, конечно, мне не простят ростовчане, если мы не поговорим о последней вашей работе в Ростове. Музыкальный театр в хорошей форме?
- Артисты произвели на меня большое впечатление. Конечно, музыкальный театр - это прежде всего голоса. Но поскольку в этом театре есть отдельно оперная труппа, отдельно балет и отдельно оперетта, то возникают некие возможности для синтетического изъявления в спектакле. Плюс к этому ещё группа миманса. И ведь именно мимансу я поручил решение многих сцен. Театр уникальный: 60 человек, в оркестре - 50 с лишним, в группе миманса - больше 20 человек и ещё множество людей в оперной группе. Море возможностей для режиссёра. Такие возможности разве что на Бродвее. Руководит театром Вячеслав Митрофанович Кущёв - гигант во всех отношениях. Я не видел в театре бездельников. Работают все - от уборщицы до ведущих артистов. Но совершенно ошеломляющее впечатление произвело то, что за все репетиции ни одного опоздания ни у кого.
Когда я вернулся в Москву и заговорил об этом в своём театре: мол, надо брать пример, - мне артисты: "Ну, Марк Григорьевич, у нас огромные пробки, не всегда ходят электрички, а в Ростове всё рядом". Не знаю, у каждого своя правда, но работать там исключительно приятно, потому что дисциплина железная, а талантов немало. Там есть солисты с невероятными голосами. И, как минимум, двое из них просто высшего класса, которых можно завтра отправлять на Бродвей.
- Можете назвать?
- Конечно. Максим Сердюков (у него, может, не всё в порядке с вокалом, но с точки зрения актёрской - блестяще) и Татьяна Климова. И, кстати, хочу вернуться к разговору об атмосфере города. Я жил в гостинице напротив театра. И меня удивило огромное количество семинаров международного уровня. Какие только организации там не побывали за это время! Это всё энергия нового капитализма, которая в Ростове буквально бьёт ключом.
Виктор БОРЗЕНКО, Москва.
Специально для "АиФ на Дону". Фото Виктора Пгонцева