Примерное время чтения: 7 минут
467

Ростовский Штирлиц

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 18/02/2009

- Хальт, кто идёт? - грубый крик гестаповского постового оборвал ночную тишину. - Штык в землю, Сталин капут!

С этих слов начал своё задание агент советской разведки Пётр Прядко. За спиной были мирная жизнь и учительство в школе, впереди - фашист.ский тыл, опасность разоблачения и полтора года жизни под чужим именем.

Направление - абвер

- Сериал "Апостол" смотрели? Ну там, где Миронова забрасывают к немцам под видом брата? Вот и Прядко ввели в операцию таким же образом - он оказался похожим на немецкого агента, захваченного нашими, - поясняют в управлении контрразведки.

Всё решилось быстро: простого офицера-интенданта, даже не бывавшего на передовой, решили привлечь к самой опасной в мире профессии - агентурной разведке.

На календаре был январь 1942-го. Война только начиналась, Красная Армия отступала по всем фронтам. Но бои шли не только на передовой: Абвер, немецкая разведка, заполонила советский тыл шпионами. Задачу Прядко поставили чётко: любой ценой внедриться к противнику и добыть информацию о подготовке диверсантов.

...В пересыльном пункте для военнопленных долговязый рядовой, на чём свет стоит ругавший Сталина, обратил на себя внимание самого мелкого вербовщика. Немцы набирали таких пачками, засылая в советский тыл на авось: повезёт - выживет, нет - не жалко. Спустя десять дней Прядко снова стоял в особом отделе 6-й армии. Пришёл не с пустыми руками - сообщил данные о двенадцати посланных вместе с ним диверсантах. Задание выполнено? Но нет - нашу разведку интересовали шпионы покрупнее: "Товарищ Прядко, вам придётся идти снова за линию фронта". Приказы не обсуждаются...

И вот ещё один рейд. После него на удачливого агента, приносящего "ценные сведения" о расположении совет.ских войск, обратили внимание в Абвере - управлении немецкой разведки.

В логове врага

- Тебе оказана высокая честь по-настоящему послужить фюреру и рейху! - офицер Абвера похлопал "русского недочеловека" по плечу. - Решено привлечь тебя к работе Группы-102!

Под таким номером значилась главная на всём фронте немецкая разведшкола, в которой готовили агентов для заброски в советский тыл. В конце 1942 года шпионская база переехала в Ростов. Секретный объект разместился в домах на 1-й Баррикадной, близ нынешнего телецентра.

Но успех оказался призрачным. Вскоре Прядко заметил: начальник канцелярии школы, бывший перебежчик, держит его "под колпаком". Пытаться работать в таких .условиях, когда каждый шаг начеку, - чистое самоубийство.

Ответный ход оказался весьма изящным. Начальник каждый вечер по-русски, стаканами, заливал тоску. Дождавшись, когда предатель сомлеет от водки, Прядко незаметно вытащил у него из портфеля секретные документы. Наутро валяющиеся на земле бумаги нашёл немецкий часовой. Арестованному за халатность канцеляристу, которого уводили на допрос гестаповцы, Прядко незаметно помахал вослед.

Позже похожим образом разведчик сумел подставить ещё нескольких важных работников разведшколы. А вскоре сам начальник Группы-102 оказался жертвой хитрости находчивого агента! В одну из ночей на стене штаба появилась надпись: "Здесь находятся немецкие шпионы. Их настигнет справедливая кара!" Скандал: советские подпольщики узнали о секретной базе! Начальника школы, матёрого разведчика Гесса, срочно отозвали в Берлин. Больше его не видели.

А что же сам Прядко? У него-то как раз всё было отлично - повышения и награды за старание и усердие в службе следовали одни за другими. "Прилежного русского", как его прозвали немцы, поставили на самый ответственный пост - доверили готовить фальшивые документы для забрасываемых в советский тыл агентов. Ни один из фашистов и не догадывался, что их самый "верный прихвостень" делает в бумагах невидимые постороннему взгляду помарки, по которым совет.ская контрразведка может легко отличить подделки. А фамилии и приметы агентов фотографическая память бывшего школьного учителя надёжно сохраняет в своих глубинах...

На волосок от провала

Гладко всё бывает лишь в шпионских романах. Настоящий шпион, если произойдёт роковая случайность, выживает чудом.

На помарки в документах в разведшколе наконец обратили внимание. Да и сложно было не забеспокоиться: ни один из засланных в совет.ский тыл агентов не смог избежать разоблачения. Кто готовил документы? Русиш Прядко...

Сидя в подвале, куда его поместили пока ещё не как обвиняемого в измене, а лишь как подозреваемого в преступной халатности, он думал не о близкой смерти, а лишь о том, как доставить собранные сведения своим. Рядом во дворе поднимала метлой пыль соседская девушка. Прядко уже встречал её прежде на улице.

- Эй, деваха! - негромко окликнул он через окошко.

Девушка осторожно приблизилась.

- Тебя как зовут? Вера? Слушай, Верунька, это очень важное дело, - тихо произнёс Прядко. - Здесь у меня записка, возьми. Если я завтра отсюда не выйду, то дождись, когда наши освободят город. А потом иди в особый отдел и всё там расскажи...

Это был смертельный риск для разведчика. Но иного выхода не было.

Однако всё обошлось - ошибки в документах признали случайными. А вскоре, перед наступлением Красной Армии, разведшкола покинула Ростов.

В сентябре 1943-го, "случайно отстав" по пути, Прядко вернулся к своим. С собой он по памяти принёс целый архив - данные на 101 фашистского агента, действовавшего в советском тылу. Важность полученной информации была значима настолько, что руководство разведки доложило о ней непосредственно Верховному главнокомандующему: "Товарищ Сталин, разведчик Прядко задание выполнил".

Вечная любовь

"У мужчины в жизни есть две самые главные вещи - любовь к Родине и любовь к женщине", - много лет спустя скажет Пётр Иванович.

Свою любовь он нашёл, будучи на краю гибели. Да-да, 19-летняя Верочка, та самая юная ростовчанка, - именно она стала главной и единственной женщиной в его жизни.

- Даже не знаю, как это получилось, - рассказывает Вера Павловна, глядя на портрет мужа. - Просто как-то сразу почувствовала, что могу ему доверять, что среди всех курсантов разведшколы он словно чужой.

Женская интуиция? Кто его знает...

- Правда, я его сперва всё равно сторонилась, - вспоминает она. - Даже как-то сказала: мол, не приближайся ко мне, предатель! Он тогда только улыбнулся тихо... Когда он потом бумаги мне передавал, страха не было. Уходя с немцами, ещё спросил: "Будешь ждать меня?" Я и ждала. Потом наши уже Ростов освободили, от него письмо пришло. Я тогда только его фамилию и узнала - Прядко.

В 1946-м они поженились. И дальше шли по жизни вместе, до самой смерти Петра Ивановича. Из Ростова переехали в Польшу, где Прядко заведовал складом ГСМ, оттуда в Австрию, затем обратно на Дон. Здесь до последних дней он прослужил в военном спортивном клубе. Странная карьера для супершпиона...

- Знаете, я предполагаю, что Петя и после войны был связан с разведкой, - говорит Вера Павловна. - Но это только мои догадки, сам он о работе никогда не рассказывал.

Свои секреты органы безопасности хранят десятилетиями. Может быть, придёт время и станут известны новые подробности биографии бесстрашного разведчика.

Арсений ПЕТРОВ

Фото из архива семьи Прядко

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно