Примерное время чтения: 5 минут
62

Как немцы хранят память о нашем великом земляке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2 07/01/2009

Не так давно группа ростовских журналистов побывала на юге Германии. Впервые здесь проходили Дни культуры дон.ских казаков. Представлял нашу область ансамбль "Православный Дон" из станицы Боковской.

Поездка была ответом на визит немецкой делегации. Жили мы в курортном городке Баденвайлере, в котором когда-то лечился Чехов. Потому журналисты, среди которых был и корреспондент "АиФ на Дону", интересовались всем, что так или иначе связано с именем знаменитого земляка.

Баденвайлер и память

Провинциальный городок - с четырьмя тысячами жителей. Никакой промышленности в пределах видимости. Но экономика и расчёт на каждом шагу.

Вся жизнь баденвайлерцев сосредоточена вокруг термального источника. Бьёт он из-под гор прямо в центре города, в курортном парке. Две тысячи лет назад римские легионеры основали здесь купальни, чтобы восстанавливать здоровье после битв и походов. Их развалины сохранились до сих пор. От непогоды их закрывает огромная в два яруса спускающаяся до земли крыша. Даже развалины у немцев какие-то особо аккуратные. Сюда паломничество туристов и лечащихся в городе курортников. Вход и экскурсии платные - 3 евро. Деньги идут в местный бюджет. Особенно впечатляет подземный коллектор, построенный два тысячелетия назад, но и сейчас готовый к работе.

Рядом - современные термальные купальни с десятком открытых и закрытых бассейнов, саун со всяким сопутствующим сервисом. Стоит 6 евро. И опять же деньги идут в мест.ный бюджет. Здесь и утром, и днём, и вечером плещутся, греются и просто отдыхают сотни людей.

Но особая статья (и доходов тоже) - память о нашем великом земляке Антоне Павловиче Чехове. Смертельно больной чахоткой писатель прожил в Баденвайлере меньше трёх недель. Какие следы здесь могли остаться? Встречи с почитателями таланта писателя и драматурга тогда не проводились. Правда, было одно памятное письмо отсюда в Россию, сестре. Его любезно показал нам здешний чеховед Хайнц Зетцер. Это, пожалуй, главный экспонат, оставшийся с тех времён: "Здесь ни одного приличного портного, которому можно дать починить костюм из фланели. Пришлось ехать аж в Баден-Баден".

Но, несмотря на это, немцы рассудили ("в кои веки в Баденвайлере побывала мировая знаменитость") и создали памятные места. Загибайте пальцы на руках. В отеле, где умер А.П. Чехов, сохранена та самая комната. Да, в ней живут сейчас курортники, но её вам обязательно покажут. На здании - памятная доска. Рядом - площадь Чехова и скульптура в честь его "Чайки". В книжных лавках есть и Чехов, и о Чехове.В курортном парке у пруда - памятный камень, где Чехов якобы кормил лебедей. В самом парке - памятник Чехову. Но точка притяжения - литературный музей "Чехов.ский салон". Здесь всё о нашем великом земляке: книги, вырезки из газет и уж, конечно, знаменитое пенсне. Лично я помню, что оно есть в каждой памятной экспозиции.

- Не сомневайтесь, это его пенсне, - сказал Хайнц.

Нам бы их проблемы...

И дальше последовал обстоятельный немецкий рассказ о том, как отыскался за границей слуга Чехова. Как уговаривали и уговорили его расстаться с дорогой реликвией. И вот теперь она перед нами. Но главное - всё здесь в ухоженном, располагающем к себе состоянии. И всё на средства муниципалитета.

Музей открыт каждый день, с 10.00 до 18.00. Здесь проходят театральные представления, чтения, дискуссии, встречи с писателями. И это в провинциальном немецком городишке.

Я долго мучился сомнением, но всё-таки спросил у руководителя музея Хайнца Зетцера:

- Так что, у музея нет никаких проблем? Он тоже смутился:

- Ну, конечно, есть. Я вот надеялся перевести музей в замок маркграфа. Там было бы попросторнее. Но муниципалитет передумал. Сейчас получил разрешение здесь, на месте, расширить площади.

Дай Бог, чтобы у наших музеев были такие проблемы - выбрать из хорошего лучшее. Наверное, смогли бы выбрать.

Я стоял у памятника Чехову. Сам бюст - подарок сахалинского скульптора. Как говорят, бюст не самый удачный. Но стоит он в великолепном месте - у подножия развалин старого замка, куда стекаются десятки по-немецки ухоженных дорожек. Антон Павлович задумчиво смотрит на осенний пейзаж в долине Шварцвальда. Скорее всего, он никогда не был на этом месте. Но спросите об этом местного искушённого жителя. И, наверняка, услышите рассказ о том, что здесь и было его любимое место во всём Баденвайлере.

Иван КРИВИЧ

Фото А.Максимчука

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно