Примерное время чтения: 8 минут
1997

Пропавшие в море. Последний рейс «Нахичевани»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 10/12/2008
The Photographer / Википедия

В ноябре прошлого года во время сильного шторма, разыгравшегося в Керченском проливе, пострадали шесть российских судов, два из которых пошли ко дну. Среди них был и ростовский сухогруз "Нахичевань".

Из одиннадцати членов его экипажа погибли восемь моряков, тогда как на прочих судах обошлось без жертв. С момента трагедии минул год, но до сих пор родственники не могут получить ответ на главный вопрос: кто же виноват в гибели их близких?

В квартире батайчан Шолтуяновых на самом видном месте - портрет сына. Траурная кайма выделяется особенно чётко на фоне синего морского кителя. Для 20-летнего Олега Шолтуянова, закончившего прошлым летом училище, рейс на "Нахичевани" был первым выходом в море.

Кроме фотографий, остались только воспоминания.

- Олежка так мечтал о море, - рассказывает Светлана Шолтуянова. Потеряв сына, она лишь недавно научилась говорить о нём в прошедшем времени. - С самого детства занимался спортом, тренировался, чтобы поступить в мореходку. Как только окончил училище, сразу начал искать судно. Попал на "Нахичевань". Так радовался, когда его взяли в экипаж. Мы живём небогато, вот он и хотел поскорей начать работать, чтобы помогать нам.

Светлана Сергеевна до сих пор жалеет, что не сохранила смс-ку сына, которую он с борта сухогруза послал ей за несколько дней до трагедии: "Осталась ещё пара рейсов, скоро буду, соскучился по всем". Семья ждала и готовилась к встрече бравого моряка: 28 ноября Олегу должен был исполниться 21 год.

Пропавшие в море

Шторм начался в ночь с 10-го на 11 ноября. Вскоре буря разыгралась настолько, что волны стали достигать шестиметровой высоты.

Первым сигнал "СОС" послал танкер, доверху груженный мазутом. Волны разломили его корпус надвое, нефть потекла прямо в море, покрыв его масляной плёнкой. А вскоре радиоэфир заполнился призывами о помощи. Один за другим тонули стоящие на рейде корабли, погибающие под ударами стихии.

Потом одни скажут: это был шторм, которого в этих краях не случалось уже сто лет. Другие возразят: о приближении стихии капитанов должны были предупредить заранее, чтобы старые корабли, которые по своим техническим характеристикам не способны противостоять бурям, успели спрятаться в надёжной акватории. Потому что корабли такого класса, изначально предназначенные для речного сообщения, не в состоянии сопротивляться морскому шторму.

Но уже не узнать, что говорил и кого проклинал экипаж "Нахичевани", когда огромная волна захлестнула старый сухогруз, унося в открытое море матросов. В ледяной воде моряки провели немало времени, пока на помощь не подоспел буксир "Нептуний". Спасти удалось лишь троих.

Тела трёх погибших, среди которых был и Олег Шолтуянов, нашли только спустя двое суток. Ещё через пять море отдало 18-летнего матроса-практиканта Ивана Косенкова, самого молодого члена экипажа. Судьбу остальных определили коротко: "Пропали без вести".

Крайний - капитан?

Трагедию переживала вся страна. Заговорили о плачевном техническом состоянии отечественного флота. На самых разных уровнях поднимался вопрос: как могло произойти такое? И кто виноват в случившемся?

В начале осени родственники погибших моряков обратились в суд с иском к компании-судовладельцу о возмещении морального вреда за смерть родных и о выплате денежной компенсации. Однако слушания было решено приостановить в связи с тем, что до сих пор не найдено тело капитана сухогруза Николая Тищенко.

- При чём тут капитан? - недоумевает отец Олега Александр Шолтуянов. - Ни мы, ни другие родственники не верим в его вину. Тищенко был очень опытным моряком, Олег говорил, команда на него только что не молилась. Уверен, что капитан сделал всё для спасения судна и экипажа. Зато те, кто выжил, рассказывали, что корабль был просто насквозь гнилой! Водолаз-спасатель Гоценко, спускавшийся на судно, так и сказал: "Судно, видимо, прогнившее, старое, потому что есть большая коррозия, аж сквозная". Да что там, мы сами, когда увидели "Нахичевань" на фотографии, которую сын сделал перед уходом в рейс, спросили Олега: мол, что ж твой корабль такой ржавый, он вообще на воде держаться может? Если всё действительно так, то можно ли говорить о вине капитана? Неужели его просто хотят сделать крайним?

Впрочем, есть и другие во.просы, на которые близкие погибшего экипажа "Нахичевани" хотели бы получить ответ. Имел ли право древний сухогруз, до недавнего времени относившийся к классу "река", выходить в море? Нет, соответствующая бумажка, конечно, имеется. Однако можно ли вообще было повышать до "морского" класс сорокалетнему теплоходу? И не оставляют ли "Нахичевань" лежать на дне, зная, что её поднятие ясно покажет: техническое состояние судна обрекало его на верную гибель? А раз так, то, может быть, виноват не капитан, а судовладелец, выпустивший в море гнилой корабль?

- Дело не в деньгах, всё равно Олежку уже не вернёшь, - устало говорит Александр Афанасьевич. - Просто не хочется, чтобы такое повторилось снова и чтобы для мальчишек, которые мечтают о море и выходят в плавание на ржавых корытах, первый же рейс также не оказался последним...

Что погубило сухогруз?

Как сообщили в Южном следственном управлении на транспорте, по факту гибели судов в Керченском проливе было возбуждено уголовное дело по статьям 252 УК РФ (загрязнение морской среды); 293 УК РФ (халатность); 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). В середине октября расследование дела было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения капитана "Нахичевани", который числится пропавшим без вести.

Также следствие пришло к выводу, что "действия капитана судна "Нахичевань", направленные на спасение экипажа, не были достаточными".

Хроника трагедии

04.40. В результате сильного шторма разломился корпус танкера "Волганефть-139". 13 морякам удалось спастись.

08.00. Судно "Волганефть-123" получило трещину в корпусе. Экипаж эвакуирован.

10.26. Затонул сухогруз "Вольногорск". Пострадавших нет.

11.30. Выброшено на мель турецкое судно ZIYA KOC. Обошлось без жертв.

12.10. До последнего поддерживавшийся экипажем на плаву сухогруз "Нахичевань" тонет в районе якорной стоянки 450. В бушующем море оказываются 11 моряков. Спасти удалось троих.

17.00. Затонул сухогруз "Ковель". Экипаж успел эвакуироваться.

"Корабли были обречены"

Валентин Алекумов, капитан дальнего плавания.

- Корабли класса "река - море" предназначены для плавания в морских условиях в видимости берегов и при высоте волны до трёх метров. К тому же они плоскодонные и плохо держат волну. Следует учесть также и возраст судов - их конструкции изношены, они не в состоянии сопротивляться шторму. Учитывая всё вышеперечисленное, можно говорить, что корабли были обречены.

"Моего мужа хотели похоронить как бомжа"

У вдовы помощника капитана Эдуарда Басырова Татьяны есть веская причина по-своему судить о ходе поисковой операции и расследования.

- Мой муж оказался в числе тех, кого не удалось найти в первые часы после крушения корабля, - рассказывает она. - До последнего в душе теплилась надежда, что ему удалось спастись. Но прошло почти два месяца, а никаких сообщений о его судьбе не было. В середине января я отправилась в прокуратуру .узнать, нет ли новостей. И была очень удивлена, когда там меня спросили, зачем я приехала. Оказалось, что тело моего мужа нашли ещё 23 декабря, но никто даже не соизволил позвонить мне! Всё это время он лежал в морге как неопознанный, его же собирались зарыть без имени, словно бомжа! Я чудом успела за.брать его и похоронить до.стойно. Нет слов, чтобы выразить моё отношение к такой бессердечности...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно