Сейчас в Ростове 38 музеев, о которых мало кто знает. Но они существуют.
Их экспонаты, собранные энтузиастами, могли бы составить экспозицию музея истории города, о котором давно мечтают краеведы и любители старины.
"Не гонись за белым хлебом"
В 1920-е годы в рабочих столовых Ростова висели лозунги: "Хорошо пережёвывай пищу, прежде чем проглотить", "Не гонись за белым хлебом", "Мясо вредно", "Не ешь всухомятку", "Не выходи работать натощак".
Нынче эти лозунги собирает хранительница музея общественного питания Жанна Дугинова. В её музее представлены экспонаты, найденные на кухнях старых столовых и ресторанов. Например, тарелка 1920-х годов из столовой "Красного Аксая" с загадочной надписью по краю "Общественное питание - под объект самокритики".
В те же годы в Ростове было принято постановление о количестве мяса на душу населения. Есть мясо три раза в неделю могли только рабочие вредного производства. Всем остальным категориям граждан выдавали мясо по карточкам лишь раз в неделю.
- А это гордость нашей экспозиции, - говорит Жанна Рубеновна и подводит меня к огромному, 50-литровому, самовару. - Полвека из него наливали чай в столовой исполкома, а потом спустили в подвал. Там-то его и обнаружили создатели музея.
Пару лет назад музей соз.давала Донская гильдия кулинаров. Расположен он в лицее кулинарного мастерства. Вскоре после открытия здесь появился неизвестный человек со свёртком в руках.
- Я видел о музее репортаж. Вот возьмите, - сказал он и протянул свёрток.
В свёртке оказалось блюдо 1841 года.
- Своё имя пожилой человек отказался назвать, - вспоминает Жанна Рубеновна. - Но рассказал, что блюдо использовалось в московском трактире Осьмушкина, а перед революцией - в ресторане Балтийского вокзала, где служил его прадед. Теперь его семейная реликвия хранится у нас.
Вагон на троих
Гордость музея - паровоз серии "ФД". Иначе говоря, "Феликс Дзержинский". Построенный в 1937 году, он служил в Великую Отечественную и в послевоенные годы.
В 1937 году на этом паровозе машинист Александр Блинов провёл по маршруту состав весом 11 тысяч тонн. Средний вес современных составов всего-то 5-6 тысяч тонн.
Нынче в музее истории СКЖД больше пятидесяти единиц железнодорожного транспорта: паровозы, вагоны, дрезина, первые электрички... Собирать экспонаты для музея 15 лет назад начали члены Всероссийского общества любителей железных дорог - ростовчане В. Бураков, С. Волков и В. Власенко. Они обошли многие депо, выискивая старинную технику.
Результат налицо: наш музей, второй после питерского, - один из самых богатых в России.
До революции в цар.ских поездах были богато убранные вагоны. Например, салон-вагон. В нём ездили министры и прочие чины, а в советское время - партийные деятели. И целый вагон рассчитан на троих. Скажем, министр и два охранника. Поэтому два купе здесь обычных, а одно огромное - с мягкими диванами и просторным туалетом.
Здесь же представлен деревянный вагон каретного типа "Глостер". Его построили англичане в 1869 году по заказу частной (Риго-Орловской) железной дороги. Ни в одной стране мира таких вагонов больше нет. А наш много лет простоял на запасных путях Северо-Кавказской железной дороги.
Как исчезают экспонаты
В Ростове есть музеи кооперации, сельхозтехники, пожарного дела, таможенной службы, милиции, донского спорта, музыкального и драматического театров, истории "Роствертола", "Ростсельмаша", колледжа Седова...
Правда, по словам Зинаиды Булатовой, методиста Ростовского областного музея краеведения, число маленьких музеев постоянно меняется:
- Они ведь существуют на средства, которые выделяет их руководство. И подчиняются не Министерству культуры и даже не городскому Управлению культуры, а своей организации, - говорит Зинаида Михайловна. - Это значит, что если маленький музей за.кроется, то могут исчезнуть ценные экспонаты.
Да и жалко, когда перестают существовать такие замечательные музеи, как истории донского здравоохранения, телефонной связи и хлеба.
Виктор БОРЗЕНКО
Фото автора