Примерное время чтения: 4 минуты
117

Заброшенный рай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. aif 07/11/2007

"Да зачем вы в этот Топилин попёрлись?!" - до сих пор спрашивают знакомые у Сергея и Валентины ПАВЛЕНКО, узнавая об их одиссее.

Года четыре назад в крошечный хуторок Топилин, что на территории Нижне-Кундрюченского заказника, устремились сразу несколько городских семей. Ещё бы! Здесь, в сердце степей, их встречал настоящий хвойно-лиственный лес - высоченные сосны, раскидистые ели... А ещё большущие маслята, ежевика. Плодородная топилинская земля, "золотая" вода: скважины здесь можно бурить неглубокими, воду не кипятить, да при этом она ещё и вкусная.

Но постепенно энтузиазма у горожан поубавилось, в итоге они уехали.

Ведь в довесок к прелестям здесь прилагается отсутствие почти всякой цивилизации. Невозможно купить даже хлеб или спички (нет магазина), из коммунальных благ - только электричество, в непогоду грунтовая дорога к хутору становится непроходимой.

Впрочем, супругов Павленко, поселившихся здесь в начале 90-х годов, это не пугает. Более того, все эти 10 с лишним лет именно на них и держится Топилин: они и здешний магазин, и почта, и соцработники, и похоронная контора, и т.д.

Овощеводы, животноводы и пасечники...

Мы сидим в летней кухне, и под стук падающих на крышу орехов Сергей Владимирович и Валентина Алексеевна рассказывают свою нехитрую историю. Мол, сначала жили в Шахтах. Потом перебрались к родственникам - в большую деревню в Волгоградской области, где она стала бухгалтером, а он - прорабом. Дети выросли, поступили в техникумы в Шахтах и позвали родителей к себе. Именно тогда они и решили, что в город - ни ногой! И что намерены поселиться "в тихоньком уголочке".

- Нам тогда было по 43 года, - рассказывает Валентина Алексеевна. - И мы рассудили: 20 лет на государство отработали, ничего не заработали, троих детей вырастили. Так что теперь будем жить для себя...

Пожить для себя, впрочем, так и не получилось: сначала Павленко обшивали кирпичом купленный в хуторе хлипкий домишко. Потом рубили на участке камыши (прежние хозяева в Топилине давно не жили). Затем понадобились деньги помочь детям, и Павленко купили и соседнюю тоже брошенную усадьбу. И огромный огород в 60 соток обрабатывали сами: завели коров и из домашнего молока готовили сыры, выращивали на продажу бычков, купили 38 (!) уликов с пчёлами, насажали картошку, помидоры, болгар.ский перец и т.д. Такое, кажется, и молодым не по силам.

- А потом оказалось, что машина ("Нива". - Авт.) в хуторе есть только у нас, - вспоминает Валентина Алексеевна. - И здешние старички стали просить купить им то баллон газа, то мешок муки, то просто хлеба.

Не столько даже ради денег, сколько потому, что нельзя же отказать людям, Павленко устроились на работу. Она - хуторским почтальоном за 740 руб. в месяц. Он - соцработником за 2 500. Так что везут топилинцам пенсии и газеты, спички-лампочки, газовые баллоны, выбивают нужные справки, доставляют на своей "Ниве" в райбольницу, помогают вскопать грядки, напилить дров.

Коров пришлось продать...

Впрочем, отправляясь в Топилин, нам хотелось понять: возможно ли сегодня в глубинке достойно зарабатывать? Если говорить о семье Павленко, то возможно. Но с оговоркой. Ощутимую выгоду им принесли лишь две вещи - картошка и мёд.

- Посмотрите, как должен литься настоящий мёд, - не без гордости говорит Валентина Алексеевна, кивая на янтарную струйку, которая укладывается в миске слоями.

Подходят они к делу дотошно: качают цветочный мёд строго на Медовый Спас; ждут, пока пчёлы запечатают соты - тогда мёд долго хранится и т.д. И всё же настоящим и доходным бизнесом на земле сегодня могут заниматься только те, кто имеет не только свой транспорт, но и условия для хранения сельхозпродукции.

- Ведь почему мы продали коров? Выгоды нет, - вздыхает Валентина Алексеевна. - Соседний молокозавод скупает в нашей местности молоко по 6 рублей за литр, а в магазине оно уже продаётся по 25! То же с бычками, помидорами... И никакой конкуренции между перекупщиками нет.

А мёд и картошка хранятся долго. Вот топилинские робинзоны помаленьку на своей "Ниве" и возят их на базар.

Виктория ГОЛОВКО,

Усть-Донецкий район

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно