Пока их сверстники гоняли в футбол и плескались в море, эти дети провели каникулы по своему, особому, расписанию. Подъём в шесть утра, построение, зарядка. Они воспитанники Азовской колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
- Отряд, смирно! На прослушивание лекции о вреде наркотиков шагом марш! - командует офицер-воспитатель. Стриженые пацаны в одинаковых синих робах маршируют в клуб. Такие лекции, с которыми в колонию приезжают врачи, педагоги и другие специалисты, - здесь главное развлечение.
Школьники общего режима
В колонии начался новый учебный год. Порядок здесь такой: хочешь не хочешь, а раз попал сюда, учиться придётся. В колонии есть своя школа - классы с шестого по одиннадцатый. Плюс один специальный, коррекционный. Это для тех, кто только в колонии узнал грамоту. "Да ничего удивительного, - говорит заместитель начальника колонии по воспитательной работе Владимир Колесниченко. - У нас такие есть, кто чистую постель только здесь увидел и узнал, что каждый день умываться надо".
Нет, ранцы маленьким преступникам не положены. Все учебники и тетради надо оставлять прямо в школе. Учебники, кстати, в колонию присылают самые новые. Решили воспитывать из шпаны интеллектуалов?
- Зря иронизируете, - обижается Колесниченко. - У нас два года назад шесть человек заочно поступили в московский вуз. И нашу методику по правовому воспитанию подростков оценил международный фонд при ООН.
Ещё бы - учатся в местной школе всерьёз. Ведь за "двойки" тут не вызывают родителей. Каждый класс перед началом учебного года принимает на себя обязательства. Они висят на стене, видимые всем: "Закончить четверть со 100%-ной успеваемостью. Уважать старших. Не иметь водворений в дисциплинарный изолятор".
Воспитание именем Господним
Но учёба началась, хотя кажется, только вчера были каникулы.
- А на море ездили?
- Море? Да не шутите, - усмехается офицер-воспитатель. - Самое большое поощрение у нас - разрешение на выход в город. Конечно, в сопровождении не на дискотеку, а для посещения культурных мероприятий - в музей например.
Но в музей маленькие жулики и грабители стремятся не так чтобы очень. Хотя всё лето не ходили в школу - первую половину дня можно было проводить на стадионе.
Играть было с кем: в целях воспитательной работы в колонию то и дело приезжали делегации. Недавно пожаловали семинаристы. Осуждённые пригласили их на футбольный матч. Подобрав рясы, будущие священники гоняли мяч по полю. Но всё же проиграли - 9:2.
- Порвали их, как Тузик грелку! - хвалится один из пацанов, но вдруг спохватывается. - Ой, про батюшек такое, наверно, нельзя говорить.
К церкви здесь отношение особое. Лет пять назад в колонию приехал священник. Открыл воскресную школу и уже почти построил храм. Может ли вера пробудить совесть у убийц и бандитов - вопрос, конечно, спорный, но после появления батюшки количество правонарушений в стенах колонии пошло на спад.
"Родителей бы их сюда..."
258 мальчишек - вот весь списочный состав колонии. Возраст - от четырнадцати до восемнадцати. За что сидят?
- Да за всё, - говорит Владимир Колесниченко. - Вообще страшные времена пошли. Раньше к нам в основном за воровство и грабежи попадали. А теперь убийцы малолетние никого не удивляют. У нас здесь, представляете, даже людоеды есть.
Двое пацанов из Ростова, как следует из приговора, действительно расчленили человека и принесли маме его останки - приготовить на ужин.
- Вообще была б моя воля, я бы не детей в колонию сажал, а их родителей, - признаётся Колесниченко. - Ведь у нас практически все из неблагополучных семей. Если б не взрослые, они бы такими, может, и не выросли.