Несмотря на бурное строительство, в Ростове до сих пор насчитывается тысячи коммунальных квартир. Жизнь в коммуналке - комедия, драма и фарс одновременно.
- Когда очередную коммуналку расселяют, у нас праздник, - говорит старший участковый уполномоченный ОВД Ленинского района Андрей Красиев.
Ещё бы - гора с плеч! Ведь, по статистике, из стоквартирной многоэтажки за год в службу участковых поступает одно-два заявления. А из обычной коммуналки - редко, когда меньше десятка. В неделю.
- Да хоть последние жалобы взять, - Красиев открывает пухлую папку. - Вот... "Соседка жарит на кухне котлеты, когда я ем, и портит мне аппетит - примите меры". Или ещё: "Сосед по утрам назло мне слишком долго занимает туалет, ожидая, что я не смогу больше терпеть, - привлеките его к ответственности за издевательство над человеком". Такие заявления каждый день пачками приносят. Порой читаешь и не знаешь, смеяться или плакать. Но чаще не до смеха. Пьяная драка, а то и поножовщина приводят часто к печальному финалу.
В тесноте - значит, в обиде
Жизнь в коммуналке с её беспрестанной толкотнёй на общей кухне, очередями в туалет и графиком уборки доведёт до ручки любого - специалисты в этом уверены.
...Софью Семёновну и Марию Захаровну знают, наверно, уже и в Кремле. Когда-то две дамы из потомственных интеллигентов были лучшими подругами, вместе обсуждали театральные премьеры и новинки литературы, пока на старости лет не оказались соседками по жилплощади. Уже не вспомнить, с чего всё и началось: то ли кошка Софьи Семёновны случайно пописала в туфли Марии Захаровны, то ли Мария Захаровна решила под вечер послушать Баха, а Софья Семёновна в тот момент не была расположена к классике, но случился первый неприятный разговор. А дальше - больше. Дамы, прежде красневшие даже при слове "дурак", словно базарные торговки, принялись ежедневно выяснять отношения по пустякам. Жалобы друг на дружку с тех пор летят во все инстанции. Сколько уж лет прошло - коммунальная война продолжается.
- Всё верно, - подтверждает Красиев. - Каким бы ты спокойным человеком ни был, но, когда с утра до вечера с чужими людьми приходится на одной кухне толкаться, скандалы возникают неизбежно. У меня на участке примерно пятьсот коммуналок. Более-менее дружно живут только в одной. Жизнь достала...
Если в доме поселился "замечательный" сосед
Участковые каждый день пытаются улаживать бесконечные скандалы, но что толку от разговоров? Иных же способов воздействовать на дебоширов, пока те не натворили что-то серьёзное, не имеется. Пять лет назад милицию лишили права штрафовать граждан за антисанитарию и нарушение тишины в вечернее время. С той поры "коммунальным" алкоголикам, отравляющим жизнь соседям, раздолье.
Разъехаться! Об этом единственно возможном решении всех проблем мечтает каждый обитатель коммунальной квартиры. Благо, шанс имеется: земля в центре донской столицы ценится на вес золота и застройщики охотно выкупают ветхие коммуналки. Но и тут всё та же опасность - тот самый "хороший" сосед одним голосом против способен перечеркнуть все надежды.
...Почти год риэлторы, строители и соседи чуть ли не на коленях умоляли хронического алкоголика Васю подписать коллективный договор купли-продажи коммунальной квартиры в доме на Большой Садовой. За площадь в доме напротив городской администрации покупатели предлагали огромные деньги. Нечаянно свалившемуся счастью были рады все, кроме Васи. Он целыми днями сидел в своей комнатке и наотрез отказывался съезжать.
- Без всяких причин, просто чтобы напакостить остальным, - рассказывает Красиев. - Что ему только не предлагали - ни в какую. Пока не скончался от пьянства. Только тогда люди и смогли продать свои комнаты и въехали в новое жильё.