За сорок лет Евгений Шевченко построил восемнадцать самолётов собственной конструкции и своими руками.
"Мне бы в небо..."
...Середина шестидесятых, Батайск. У КПП военного аэродрома мнётся мальчишка. Выходящие со службы лётчики привыкли к пацанам - опять будут клянчить подарить патрон или покатать на самолёте. Но новенький вдруг ошарашивает вопросами: "Дядя, а что такое элерон? А закрылки в какой момент выпускать нужно?" Ничего себе интерес для школьника... "Ты кто такой?" - удивлённо поинтересовался пилот. "Я Женька Шевченко, - ответил тот. - Я в небо хочу".
В небо он смог подняться лишь спустя годы, уже после армии. В Киевском авиационном институте Шевченко считался одним из лучших студентов. По ночам он мастерил свой первый летательный аппарат - пока что только дельтаплан. У приятеля были старые "Жигули" - машина взяла "крыло" на буксир. Первый полёт запомнился как первая любовь...
Во время очередного полёта товарищ слишком резко дёрнул машину. Лёгкий аппарат рухнул вниз. Из-под обломков Шевченко достали едва живого.
На восстановление ушло три года. Возможно, другой извлёк бы правильный на взгляд большинства "нормальных" людей урок и завязал с экспериментами. Шевченко решил по-своему: пора строить настоящий самолёт.
Работа подошла к концу, пришла пора давать самолёту имя. Ненадолго задумавшись, Шевченко вывел на фюзеляже "Синяя птица". Символ надежды, удачи и осуществления самых смелых мечтаний...
А КГБ против
О том, что какой-то Шевченко построил самолёт, быстро узнали в компетентных органах. Утром за ним пришли трое в штатском. В КГБ следователь долго допытывался, зачем он вдруг решил построить собственный самолёт, ему что же - советской гражданской авиации не хватает? А может, и Советская власть его не устраивает и он на нём за границу собрался?
Помощь пришла, откуда и ожидать было невозможно. В тот год проходил международный конкурс малой авиации. Советские специалисты несколько лет разрабатывали конструкцию мини-самолёта, но оторваться от земли он так и не смог. Легендарный конструктор Антонов метал громы и молнии, пока кто-то не вспомнил, что в Ростове какой-то местный самоучка чуть ли не из хлама построил самолёт и взлетел на нём в небо. "Доставить ко мне", - распорядился Антонов.
"Экий ты молодец, - изумился Антонов, разглядывая чертежи. - Тебе бы ещё образование, цены бы не было". Потом задумался: "Вот что, иди-ка ты инженером к нам на авиазавод".
"Последняя радость"
На московском заводе Шевченко проработал семь лет. Его "Синие птицы" участвовали в десятках соревнований, завоёвывая призы, пока не грянула перестройка, а за ней и экономический кризис. Шевченко вернулся в Ростов.
...Свой последний самолёт он собрал три года назад. Восемнадцатый по счёту. Один столичный чиновник, узнав о конструкторе из Ростова, заказал Шевченко сверхмалый аппарат. Но пока шла сборка, заказчик то ли охладел к авиации, то ли лишился должности - в общем, заплатить за работу так и не смог. Новый моноплан по традиции должен был получить имя "СП-18". Отчаявшись сдать заказ, Шевченко однажды взял кисточку и вывел на хвосте "Последняя радость".
- Одно время решил: больше не стану самолёты строить, - делится Евгений Александрович. - А то ведь получается всё насмарку. Но идей много, если их не воплощаю, словно корова недоеная хожу...
Но небо не отпускает. Сейчас в своём подвале-мастерской Шевченко собирает подарок для сына - мотодельтаплан со складывающимися крыльями. "Из Ростова до Шахт за полчаса долететь можно, и никакой гаишник не остановит, - говорит конструктор. - Сын у меня тоже небом болеет. Значит, не всё потеряно".