Раньше, чем в Голливуде. Путь Ханжонкова – из Ростова до «Госкино»

Михаил Кругликов / АиФ

Сегодня не все помнят, что одним из отцов-основателей отечественного кинематографа был ростовчанин, донской казак Александр Ханжонков. 27 июля исполняется 145 лет со дня его рождения. О том, что впечатлило его в Ростове и как это повлияло на становление киноиндустрии в России, выяснил «АиФ-Ростов».

   
   

Из казаков – в синема

Хотя Александр Ханжонков родился в Екатеринославской губернии в семье сотника Алексея Петровича, его судьба связана с Ростовом. Во-первых, он происходил из дворян войска Донского. Кроме того, Александр окончил Андреевскую гимназию в Ростове, после чего поступил в Новочеркасское казачье юнкерское училище и в чине подхорунжего был принят в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве.

Судьбу молодого офицера перевернул один вечер в Ростове: он зашёл в расположенный на углу Соборного и Шаумяна (тогда – улица Дмитровская) стационарный кинотеатр «Биограф Штремера».

«Скорее всего, это был синематограф братьев Люмьер, – считает директор Ростовского филиала ВГИК Александр Резванов. – В своих воспоминаниях он писал, что вышел просто опьянённый, поскольку увиденное его поразило».

Впечатлённый Ханжонков вкладывает все свои деньги в создание с партнёром торгового дома для проката иностранных кинолент – братьев Пате и Люмьер. Спустя год он создаёт предприятие для съёмок своих «документалок». А в 1907 году Ханжонков начинает снимать постановочную ленту о комиках «Палочкин и Галочкин». Работа не была закончена, но с неё можно начинать отсчёт творчества ростовчанина.

«Его вклад в развитие российского кинематографа гигантский, – отмечает Александр Резванов. – Абрам Дранков и он независимо друг от друга основали свои производства раньше, чем Голливуд – в 1908 и в 1909 годах соответственно».

Спустя год в работе студии было уже несколько фильмов, в основном, экранизации русской классики.

Кстати
В Ростовском филиале ВГИК работает музей истории кинематографа на Дону, где целый раздел посвящён судьбе и биографии Александра Ханжонкова.

Царская любовь и советский гнев

В 1910 году компания ростовчанина стала лидером отечественного кинопроизводства. Большую известность Ханжонкову принесла первая полнометражная российская картина «Оборона Севастополя». Первым ленту увидел Николай II и пришёл в восторг. Император наградил Ханжонкова орденом «За исключительно полезную деятельность». Лента стала путёвкой в жизнь: нашему земляку разрешили снимать в Москве, а вскоре были открыты филиалы проката в Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове, Екатеринбурге, Баку и, конечно, Ростове.

   
   

Есть у Ханжонкова и кинохроники, снятые в донской столице: «Парад георгиевских кавалеров на Соборной площади» и «Встреча каталикоса всех армян Матеоса II в Нахичевани-на-Дону». Он единственный в стране сделал научный отдел для съёмок образовательных фильмов, привлекая к работе профильных специалистов.

В 1917 году Ханжонков передвигался уже только на костылях или инвалидном кресле – причиной стал ревматизм, заработанный ещё во время войны. Позже была эмиграция в Константинополь, Милан и Вену, где ростовчанин также пытался наладить производство кинолент. В 1922 году Ханжонкова упорно зовут вернуться на родину: работать сначала консультантом «Госкино», а позже – заведующим производством «Пролеткино». Но уже в 1926 году его вместе с другими руководителями арестовали по делу о финансовых злоупотреблениях. Доказать вину Ханжонкова не получилось, однако ему запретили работать в сфере кино и лишили политических прав. Реабилитировали ростовчанина лишь в 1934 году. Ещё спустя 11 лет он умер.

«Это пассионарий – человек, который двигает историю страны вперёд, – отмечает Александр Резванов. – Он вовремя воспользовался новинками научно-технического прогресса и внедрил синематограф в России».