Пуанты для художницы. Как танцовщица создаёт картины из рыбьей кожи

Работы ростовчанки Александры Прутковой заметил и оценил знаменитый Валентин Юдашкин. © / Из личного архива

Стада коров, пасущихся на высокогорье. Портрет жительницы античного Танаиса, донские лодки, которые мерно качаются у кромки воды.

   
   

А ещё страна башен - горная Ингушетия, балерины из «Лебединого озера»... Это и многое другое - сюжеты картин, вывешенных в фойе Камерной сцены Ростовского Музтеатра. Удивительно как и то, что автор - балерина, так и то, что полотна не написаны маслом, акварелью или углем, а выполнены преимущественно из кожи рыб.

Досье

Александра Пруткова. Родилась 21 сентября 1990 г. в Ростове.

Художник-декоратор, гитаристка, хореограф.

С 2015 г. – балерина Ростовского государственного Музтеатра.

25-летняя Александра Пруткова – первый российский дизайнер, который всерьёз экспериментирует с рыбьей кожей, мастерит из неё сумочки, серьги, браслеты... Работы ростовчанки заметил и оценил знаменитый Валентин Юдашкин.

Купальник из лосося

Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Саша, вы по профессии и гитаристка, и педагог-художник. Но этого вам, очевидно, мало. В прошлом году окончили хореографическое отделение колледжа искусств. Но как идти по жизни тремя дорогами? Да и зачем?

Александра Пруткова: Долго я и впрямь была, как в поговорке, и швец, и жнец, и на дуде игрец (улыбается). Вообще я не должна была стать ни художницей, ни тем паче танцовщицей. С раннего детства шла по маминым стопам, она пианистка, преподаватель в школе искусств им. Балаева. И я тоже готовилась стать музыкантом. Меня увлекали поочерёдно то пианино, то флейта... В итоге покорила гитара. Но в какой-то момент заболела рисованием, а потом и занятиями в танцевальной студии.

Александра Пруткова: «Я не жду, что жизнь преподнесёт всё на блюдечке с золотой каёмочкой». Фото: Из личного архива

Моё детство было расписано буквально по минутам. И это не преувеличение. Жалею ли об этом? Знаете, нет. Ведь я посвящала себя тем занятиям - музыке, хореографии, рисованию, которые мне искренне нравились. Близкие смотрели сквозь пальцы на то, что я слаба в физике или математике, не заставляя налегать на эти дисциплины.

А ещё такое насыщенное детство приучило к труду. Я по сей день считаю, что настоящее счастье никогда не свалится на голову. Я не жду, что жизнь преподнесёт всё на блюдечке с золотой каёмочкой. Хочешь чего-то добиться - вкалывай!

   
   

Окончив школу, я выбрала две дороги. Днём училась на худграфе Южного федерального университета. Вечерами бежала в музыкальное училище. В студенческие годы увлеклась и рыбьей кожей...

- Откуда возник интерес к такой экзотике?

- Зачинщицей была мама. Она много лет назад занялась ещё и шитьём. В 90-е годы, когда оклады у бюджетников были копеечными, ей надо было выживать: приноровилась кроить и мастерить детскую обувь. Дальше - больше. Но я отвлеклась... Однажды с мамой мы за­глянули в галантерейную лавочку у Центрального рынка и увидели, кажется, браслет из кожи необычной выделки, с явно различимыми чешуйками. Я была уверена, что это змеиная кожа. Но мама всё поняла сразу и изумилась: «Откуда у вас изделие из кожи рыб?!»

Серия исторических портретов, навеяных Танаисом. Фото: АиФ/ Виктория Головко

Так как мы неисправимые экспериментаторы, купили тот браслетик, начали искать, где бы раздобыть такую диковинную вещь - рыбьи шкурки... В конце концов узнали о предприятии в Ингушетии, где освоили новаторскую методику выделки кожи сёмги и сазана. Мы, две женщины, поехали в горную Ингушетию... Нашли тот завод.

- Слышала, первое, что вы смастерили из рыбы, - юбку и топ для себя.

- Понимаете, интерес к рыбьей коже в мире возник ещё в Первую мировую. В начале прошлого века на Западе пытались (и не без успеха!) изготавливать из этого нетрадиционного материала очень прочную обувь. Но после победила более дешёвая кожа, а затем править балом стала синтетика - кожзам.

Пять лет назад, когда я увлеклась изделиями из рыбьей кожи, интереса к этому материалу практически не было. Это уже последнее время рыбьи шкурки пробивают себе дорогу в мир высокой моды. Джон Гальяно  не так давно сшил из кожи лососей эффектные розовые туфли, которые продавали во многих бутиках «Диор». Недавно один из домов мод начал выпускать из шкурок лосося дорогущие бикини - женские купальники. Патрик Добе предпочитает создавать из этого материала великолепные сумочки.

А возвращаясь ко мне... Со временем экзотическим материалом заинтересовался Юдашкин. Он и пригласил представителей предприятия по выделке кожи и меня поучаствовать в Неделе высокой моды. Чтобы блеснуть перед знаменитостью, для встречи с ним сшила себе «рыбные» юбку и накидку. Правда, тогда на предприятии тонко выделывать эту необычную кожу не умели... Юбка оказалась неуютной, висела мешком (смеётся). Так что куда больший успех имела «рыбная» галантерея.

Александра Пруткова: «Я дышу балетом, он даёт мне силы, позволяет выразить эмоции» Фото: Из личного архива

А утром - к станку

- Уже позже я поняла: рыбья кожа куда лучше подходит не для одежды (да и наряд в этом случае окажется басно­словно дорогим), а для обуви, бижутерии, сумок, клатчей. Скажем, кошелёк из тушек сазана прослужит десятки лет. Прозвучит неожиданно, но рыбья кожа очень прочная, ей сносу нет.

Однако я очень быстро ­увлеклась другим - картинами... На одну работу уходит уйма времени - до двух месяцев. Сначала набрасываю эскиз. Переношу на картон. А после долгими неделями подбираю ко­жу, вырезаю, подкрашиваю. Клею и пристрачиваю кусочки. Бывает, не нравится. Тогда всё рву... Работаю, как и раньше, не поднимая головы. Нередко и ночами. Взахлёб. Я не коммерсант. Всё моё рыбное творчество - для души. Кое-что, уступая прось­бам (и когда очень нужны деньги), делаю на заказ, продаю. Меня спрашивают: «Для чего тебе эти картины?» Они лекарство от душевной боли и депрессии, мой спасательный круг в те периоды, когда жизнь подставляет подножку.

- Став успешным художником, учителем, вы внезапно начали осваивать новую профессию - балерины...

- Мне было 22, когда я случайно увидела репетицию балетной труппы Ростовского Музтеатра. Наверное, не все поймут... Но впервые у меня появилась непоколебимая убеж­дённость: вот это - моё.

Неловко себя расхваливать, но мне сказали, что у меня хорошие балетные данные. Приняли на второй курс колледжа.

Через год взяли в труппу Музтеатра, куда девочки нередко годами лишь мечтают попасть. Поначалу я не верила в себя. Я вообще чрезвычайно самокритичная, очень требовательная к себе. Поверили в меня педагоги, за что я им благодарна.

В 22 года я начала учиться балету, хотя посвящать жизнь этому тяжелейшему искусству надо не позже, чем в 10-12 лет! Впервые стала на пальцы.

- Своё первое выступление помните?

- Оно, увы, оказалось кровавым... Из-за больших нагрузок (чтобы догнать других танцовщиц, мне приходилось работать у станка с утра до позднего вечера, по 12 часов) страшно болели ноги. Произошла небольшая деформация стоп.

Но я не отказывалась от своей мечты. И со временем мне предложили выйти в кордебалете «Лебединого озера»! Когда после выступления развязала пуанты, ноги были в крови...

Мне и сейчас непросто. Осенью получила тяжелейшую травму. Врачи как отрезали: «Путь в балет тебе заказан. Надо удалять коленный сустав. А без него танцевать балет немыслимо». Неделю я ходила на костылях. У меня началась депрессия. Не спала, ночами рыдала. И вот тогда вдруг снова вспомнила о своих картинах, которые из-за нехватки времени забросила. Ночами как заведённая принялась вырезать, клеить, строчить на машинке...

Работа из рыбьей кожи Александры Прутковой. Фото: АиФ/ Виктория Головко

И жизнь улыбнулась в ответ. Спустя несколько недель доктора согласились попытаться избавить меня от последствий травмы без операции. И лечение дало прекрасный результат!

Я уже снова в строю. С зимы вы­хожу на сцену в балетах «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.

Я дышу балетом, он даёт мне силы, позволяет выразить эмоции. А вечерами мастерю из рыбных шкурок. Мечтаю когда-нибудь, если Бог даст, станцевать на сцене сольные партии... Но и художником быть не перестану.

- Как не спросить о любви...

- С моим молодым человеком меня роднит балет.  Будь это человек из другой сферы, даже не знаю, когда бы мы виделись...

Работы из рыбьей кожи Александры Прутковой. Фото: АиФ/ Виктория Головко