Одежда должна петься. Художник по костюмам – о тонкостях нарядов Дона

Кто поверит, что эти великолепные наряды созданы из марли? © / Нина Моисейченко / Из личного архива

«Когда ты видишь, что всё гармонично в одежде – это же, как музыка!» – так считает художник по костюмам Нина Моисейченко, которая делает эскизы для исторических и народных костюмов, создавая их целыми коллекциями. Прошло уже тридцать лет с тех пор, как после окончания Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова Нина Моисейченко пришла работать в центр внешкольной работы «Досуг» Пролетарского района Ростова-на-Дону. Здесь она руководит театром костюма «Этно-Арт» и создаёт сценические наряды для детских вокальных ансамблей и хореографических коллективов.

   
   

Всё своё ношу с собой

Наталья Емельянова, «АиФ-Ростов»: Нина Сергеевна, правда ли, что для того, чтобы нарисовать эскиз костюма, особенно национального, нужно знать историю народа?

Нина Моисейченко: Конечно же! Тридцать лет назад я занималась донским армянским костюмом. Этот народ, 250 лет проживший на Дону, не просто ассимилировался, между нами произошёл обмен культурами.

У меня есть коллекция «Донской армянский костюм». Чтобы создать наряд, я купила итальянскую дорогую ткань – светло-молочный шёлк, вытканный маленькими фиолетовыми цветочками для девичьей блузки. В комплект также входила длинная фиолетовая юбка с жаккардовым чёрным рисунком и чёрный фартук с головным убором феской. Донской армянский костюм сильно отличается от классического национального. Он очень похож на казачий костюм: у них тоже юбки и блузки, отличие в том, что у армянок фартуки чёрного цвета. Все свадебные женские костюмы просто потрясающие! Представьте себе: красный шёлк, который отделан большим количеством чёрного кружева в память о геноциде армянского народа. Ведь почему армяне пришли на Дон? Потому что их преследовали турки. И Дон их принял. Поэтому они столько взяли от костюма донского казачества, при этом немало дав нам взамен.

– То есть одежда может рассказать о том, что довелось пережить народу?

– Конечно. Для создания максимально достоверной коллекции мне пришлось побывать в армянских селениях, в музеях, изучить старинные фотографии. А всё для того, чтобы понять все нюансы национальной одежды. Очень чувствовалось влияние турецкого национального костюма. Как мне рассказывали, когда армяне бежали от турков, то женщины надевали на себя все украшения. И когда приезжали на новое место, то отрывали кусочек от своей золотой цепи, продавали его или меняли на хлеб. И на это жили. С тех пор и повелось, что армянские женщины носят много украшений. Костюм дополнялся серебряными позолоченными кованными поясами.

Досье
Нина Сергеевна Моисейченко родилась в Ростове-на-Дону 2 января 1965 года. В 1991 году окончила Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. Работает в центре внешкольной работы «Досуг» Пролетарского района г. Ростова-на-Дону художником по костюмам и педагогом дополнительного образования.

Свадебное платье было ярко-красного цвета. Потому что красный – это традиционно, это красиво, это дорого. Донские армянки носили маркрид коди – переводится как жемчужный пояс. Шили его чаще всего из чёрного бархата, украшая жемчугом с золотой или серебряной головкой-пряжкой в виде растительного орнамента. По краям обычно вышивали инициалы хозяйки пояса. По традиции маркрид коди мама дарила дочери на свадьбу в подарок, и так передавалось из поколения в поколение. Во многих семьях до сих пор как реликвия хранятся такие жемчужные пояса.

   
   

Никакого декольте!

– А что носили донские казачки?

– Что касается костюма донской казачки XIX – начала XX веков, то его основу составляют блуза и длинная юбка. Повседневная одежда состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщовую и одну или больше из ситца, а то и шёлка. Казачка всегда собрана, подтянута. Не допускалось оголять руки, плечи, носить одежду с вырезами. Юбку и кофту из одной ткани называли парочка.

На нарядных блузах кокетка отделывалась рюшами, тесьмой. Блузки часто имели вышивку на груди, плечах и манжетах. На летних блузках рукав был укорочен, они шились с прострочкой под грудью, были свободны в талии. Юбки имели складки либо оборку по низу. Обязательным считался платок для замужней женщины. Его носили даже дома – простой белый хлопковый. Для красоты на плечи накидывали нарядные шерстяные шали с кистями. Их носили и в холодное время года, повязывая на голову, под низ поддевали хлопковый платок. Шали были так же шёлковыми, с длинной плетёной бахромой, очень дорогими. Такой подарок дарили на свадьбу. И всю жизнь казачка бережно носила шёлковую шаль.

Головной убор многое говорил о женщине его носящей, он был «говорящей» частью национального костюма. Так, русская девица всегда носила одну косу и обязательно (в тёплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была иметь две косы, но волосы должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. Свадьба даже предусматривала ритуал переплётения косы: девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую причёску.

Цвет и орнамент костюма мог рассказать, из какой области, к примеру, приехала на ярмарку девушка. А возьмите мужские свадебные рубашки! Косоворотка откуда пошла? Там застёжка и вышивка с левой стороны, чтобы сердце оберегать. Длинные рукава все расшиты, чтобы руки защищать. А пояса? Существует даже свадебный обряд, когда невеста опоясывает своего жениха поясом. В народном костюме всё имеет смысл.

Так одна культура вливается в другую, затем берёт что-то от третьей и обогащается. В результате получается нечто оригинальное. Так что лучше и интереснее национального костюма ничего нет.

Коллекция, как диссертация

– Расскажите, пожалуйста, о своих коллекциях костюмов. Какая из них была самой первой и самой сложной?

– Свою первую коллекцию костюмов «Русь» я создала из технической марли сразу же после окончания грековского училища. Техмарля не красилась, её вымачивали, весь коллектив собирал луковую шелуху, чтобы у ткани был цвет. С этой коллекцией наш театр костюма «Этно-Арт» выступил на конкурсе модельного агентства «Имидж» из Ростова-на-Дону. Одна из сотрудниц этого агентства слёзно умоляла продать ей пальто из этой коллекции. Но если бы она только знала о том, что эта фантастическая вещь была сшита из мешковины и технической марли!

Самой сложной я считаю коллекцию славянского костюма XI–XIII веков «Гардарика». На тот момент, когда работала над этой коллекцией, то свободно могла диссертацию защитить. Потому что мне пришлось перелопатить научные труды, исследования российских академиков. У меня до сих дома стоят целые тома этой литературы. А всё потому, что очень мало информации по славянскому костюму этого периода.

На сегодняшний день у меня где-то 15 коллекций. Самая маленькая состоит из трёх нарядов «Донского армянского костюма», самая большая – из 13 костюмов «Уральского сказа». В коллекции «Триколор», посвящённой флагу РФ, девять и 11 костюмов в «Гернике» по картине Пабло Пикассо. Что касается последней – это мини-спектакль, длящийся 6,5 минуты. Чтобы создать «Гернику», мне пришлось прослушать 17 дисков немецкой метал-группы Rammstein: нужна была фонограмма для этого мини-спектакля.

А за коллекцию «Триколор» мы получили Гран-при на международном фестивале, который проводил Московский Дом национальностей. Нужно было обыграть главную идею – флаг России. В моём понимании, я это потом выразила с помощью костюмов, белый цвет на флаге – это вера, чистота, а значит это иконописный костюм. Синий – честь, стойкость, они воплощены в военном костюме. А красный – это наша гордость, самосознание, что получило отражение в красных с золотом костюмах.

Участники театра костюма «Этно-Арт» показывают мои коллекции на разных фестивалях и концертах. К моде мы не имеем никакого отношения, с помощью костюмов выражаем мысли и идеи. Дети у нас очень талантливые. Так, в прошлом году в наш театр пришла шестилетняя Лиза Макарьева, которая сегодня придумывает новые движения, используя классические элементы дефиле для демонстрации костюмов. А семилетняя Соня Ткач, несмотря на свой юный возраст, даст фору взрослым: может среди ночи проснуться и нарисовать композицию движения детей. К творческим людям идеи приходят внезапно. У меня, к примеру, целый фильм создаётся в голове, который я стараюсь реализовать на сцене. И так во всём.

Когда ты выкладываешь орнамент, то он должен петь. Одежда должна петься! Когда видишь, что всё гармонично в одежде – это же, как музыка! Я с содроганием смотрю на современную одежду в стиле унисекс – это ужас! Иногда, идя по улице, гадаю: это мальчик или девочка впереди меня?

...У Нины Моисейченко постоянно возникают новые идеи для коллекций, которые она записывает в свой «волшебный блокнотик». Их лет на 30, как говорит художник по костюмам, хватит! Вот и сейчас уже есть замысел сделать новую коллекцию, да только в сутках всего 24 часа.