Награждены посмертно. На школах Ростова увековечили имена земляков

Вечная память погибшим в горячих точках. © / АиФ

Эти ростовчане погибли, ценой своей жизни спасая других, в Афганистане, Чечне, Дагестане. Подвиг каждого страна оценила по до­стоинству: кому-то присвоили посмертно орден, кому-то медаль. Трое удостоились званий Героев России. Но кто будет помнить об их героизме по прошествии лет? Родные, сослуживцы...

   
   

Чтобы их подвиг жил и сегодня, на школах и установили мемориальные доски, а нынешним ученикам рассказывают о каждом из героев, проводят торжественные линейки.

Андрей Орлов.  Фото: Из личного архива

«Дусечка» в огне

Герой России (посмертно) вертолётчик Андрей Орлов ценою своей жизни спас 11 высокопо­ставленных военных.

Андрей Орлов родился в Махачкале, в семье военного. В пятилетнем возрасте с матерью переехал в Ростов. Андрей рос спортивным парнем: занимался гимнастикой, акробатикой.

Окончив школу, устроился наладчиком оборудования на завод «Горизонт», сдал документы на поступление в машиностроительный институт, готовился к службе в армии.

Именно в военкомате он и увидел объявление, что об­ласт­ная организация ДОСААФ принимает молодых людей на курсы вертолётчиков. И сразу загорелся мечтой летать. Семь месяцев он проходил курсы в Ростове, затем школа вертолётчиков в Витебске, и, наконец, его зачислили в Саратовское высшее военное вертолётное училище.

Он служил в Заполярье и в Прибалтике. А с началом 90-х годов, когда в Ростове появился смешанный авиационный полк внутренних войск, перебрался сюда, где жила мама Лидия Дмитриевна.

   
   

11 августа 1999 года майор выполнял ответственный рейс: в дагестанское селение Ботлих он привёз группу военных из 11 генералов и полковников. Не успела «Дусечка» (так ласково звал свой Ми-8 пилот) коснуться земли, как в вертолёт попала ракета, выпущенная боевиками с соседней горы. Винтокрылая машина загорелась.

Орлов и штурман Андрей Анощенков выскочили из вертолёта невредимыми. Но дверь пассажирской кабины не открывалась. Лётчики с трудом её отодвинули и увидели, что в дыму, окутавшем кабину, лежат неподвижные тела.

Старшеклассник  Андрей Орлов с друзьями (справа). Фото: Из личного архива

Они бросились на помощь и стали вытаскивать потерявших сознание пассажиров, оттаскивая их подальше от горящего вертолёта. Когда извлекли тело последнего, 11-го, генерала, «Дусечку» уже объял огонь. Лётчики успели бы отбежать. Но в этот момент в вертолёт попала вторая ракета, выпущенная с гор.

Взорвался топливный бак. Пламя разлетелось во все стороны, вспыхнула одежда на пилотах.

Кадры, на которых объятые огнём лётчики отбегают от пылающего вертолёта, катаются на земле, пытаясь сбить пламя, в тот вечер транслировались во всех выпусках теленовостей.

Вместе с этим сообщалось: все 11 высокопоставленных военных, находившихся в вертолёте, остались живы. Им спасли жизнь вертолётчики Орлов и Анощенков.

Двух Андреев с тяжёлыми ожогами отвезли в больницу в Махачкалу. Там они жили ещё четыре дня. Первым умер Орлов, чуть позже - его товарищ. Обоих похоронили в Ростове на Северном кладбище.

Место выбрали так, чтобы над могилой вертолётчиков пролетали самолёты, заходящие на посадку на военный аэродром.

Шаг в бессмертие

Гвардии старшего лейтенанта Дмитрия Петрова не раз отправляли в горячие точки. В своё время в составе ми­ротворче­ских сил он был в Абхазии. Вслед за этим - командировка в Чеченскую Республику. Она стала для него последней.

Дмитрий Петров. Фото: Из личного архива

Дима родился в Ростове, окончил школу, пошёл в армию. После Рязанского высшего командного училища ВДВ его по распределению направили в Псков, в 76-ю гвардейскую воздушно-десант­ную Краснознамённую Черниговскую дивизию.

В конце февраля 2000 года десантники получили задание: высадиться на высоту в ущелье за селом Улус-Керт, чтобы преградить путь бандам ваххабитов, которые прорывались в долину и оттуда в Даге­стан.

Разгорелся жестокий бой. Десантники не отступали ни на шаг. Против 90 бойцов нашей армии 2,5 тысячи боевиков. К исходу дня взвод Петрова передислоцировался на более выгодные позиции.

Ночью 1 марта боевики атаковали позиции десантников с трёх сторон. Они пытались овладеть высотой, не считаясь с потерями. Грохот снарядов, мин, гранат, свист пуль и осколков, стоны раненых. Дмитрий Петров и его бойцы вели огонь точно по бандитам.

Под утро он получил приказ обеспечить прорыв взвода, который шёл на помощь. Задание было выполнено, но Петрова ранили. Отважный офицер не покинул поле боя и продолжал руководить подчинёнными. Боевики пошли в атаку. Уже смертельно раненный Дмитрий с оружием в руках и последней гранатой рванулся в бой. Он погиб как герой.

За мужество и героизм, проявленные в боях с террористами, Дмитрия Петрова удостоили звания Героя России. Большую часть десантников, павших в той битве, похоронили в Пскове. По официальным данным, погибла практически вся рота...

Дмитрий Петров ещё до службы в армии. Вахта памяти. Фото: Из личного архива

Экипаж машины боевой

Офицер Василий Першиков служил в мор­ской авиации Северного флота, продвигался в должностях и званиях. В 35 лет он уже подполковник, командир звена Ми-8.

Но в середине 90-х годов в армии и на флоте начались массовые сокращения личного состава. Вертолётчик решил воспользоваться случаем и ушёл в отставку, вернулся в родной Ростов.

Василий Першиков Фото: Из личного архива

Найти работу «на гражданке» оказалось непросто. Отставник обратился в отдел кадров СКВО. Ему предложили службу по контракту в вертолётной части Батайска. Начались командировки в горячие точки - Чечню и Дагестан.

Почти ежедневно надо было вести переброску десанта в зоны боёв, эвакуировать раненых, доставлять военные грузы, заниматься воздушной разведкой и корректировкой огня артиллерии. И всё это с риском для жизни, под обстрелами с земли. Особенно тяжёлыми стали август и сентябрь 1999-го.

11 сентября экипаж вертолёта Першикова вёл разведку и корректировку огня по бандитам у селения Гамиях. Машину обстреляли, она получила пробоину, но командир, умело маневрируя, всё-таки успел точно передать координаты. После этого вертолёт был поражён замаскированной зенитной уста­новкой. Попадание оказалось роковым: погибла вся команда - командир, штурман, бортмеханик.

В память о Герое России (это звание было присвоено Першикову посмертно в декабре 1999 года) на школе №82, где он когда-то учился, установили мемориальную доску.

Каждый год в учебном заведении проходит торжественная линейка: в День защитника Отечества ученики чествуют героя, отдавшего свою жизнь за Родину. К новому учебному году школа получила имя Першикова.

Василий Першиков у Вечного огня. Фото: Из личного архива

Чтобы помнили...

Сергей Шелобод, краевед:

«Работа по увековечиванию имен наших земляков, погибших в горячих точках, началась с другого проекта. В своё время я подробно изучал и собирал сведения о линкоре «Новороссийск», где служили и наши земляки. В 2005 году я оказался в Италии и посетил там одну из школ: меня попросили выступить перед учениками и рассказать им о событиях на линкоре.

После урока меня повели на экскурсию. В коридоре школы были вывешены фотографии выпускников разных лет, которыми гордилась школа. Вернувшись в Ростов, я стал собирать сведения о погибших в Афгане и Чечне, встречался с их родственниками. Ведь эти парни достойны того, чтобы о них помнили!

Мой проект поддержали в городской администрации, где официально разрешили устанавливать мемориальные доски на фасадах общеобразовательных учреждений.

Работа по увековечиванию растянулась на долгие годы. С некоторыми школами пришлось «повоевать»: они категорически не хотели устанавливать плиты своим выпускникам, не понимали патриотического значения этого проекта. Пару лет назад вместе с патриотическим отделом Дворца творчества детей и молодёжи мы провели масштабную выставку с фотографиями всех 72 погибших. Помимо этого, в планах написание книги».

Смотрите также: