Каруселим, собираем, балансируем. Ростовский токарь – о своей работе

Токарь Юрий Тарцан считает свою работу интересной и престижной. © / пресс-служба Ростсельмаш / Пресс-служба

В Ростове-на-Дону одних только объявлений о поиске токарей на популярном сайте вакансий более ста. В то же время есть дончане, которые долго и усердно работают по этой специальности.

   
   

О своём рабочем дне корреспонденту rostov.aif.ru рассказал токарь третьего разряда дивизиона механической обработки предприятия «Ростсельмаш» Юрий Тарцан.

От кофе до станка

Окружающие нас предметы состоят из мелких соединённых между собой деталей. Созданием этих деталей занимаются токари.

Стандартный рабочий день специалиста ростовского предприятия начинается рано утром… с завтрака и кофе в специальной столовой.

«После этого у нас пятиминутка, во время которой мастер раздаёт сменное задание, – рассказывает Юрий Тарцан. – Исходя из него уже понимаем, сколько деталей делать сегодня каждому из нас. Если что-то из оборудования становится вдруг неисправным, то есть специальные наладчики».

 На линию к ростовчанину приходят отливки с ростовского литейного завода, который входит в группу компаний. Плод работы нашего героя – шкивы, то есть фрикционные колёса с жёлобом или ободом по окружности, которое передаёт движение приводному ремню или канату.

«Мы отвечаем за мехобработку и сборку. Токарим, каруселим, собираем, балансируем детали, – рассказал он. – Работа не однообразна, поскольку всё время работаем на разных станках».

   
   

По его словам, монотонности нет, ведь в цеху делают различные детали, которые идут к разным моделям зерноуборочных комбайнов. А сами комбайны потом отправляются на поля не только Ростовской области, но в и другие регионы России, Казахстан… Словом, ответственность большая.

«Пока учишься, бывает, порой, тяжело, а потом уже всё идёт по накатанной, хорошо. Например, быстрее переставляешь резцы. Ведь всегда, когда работаешь, всё становится постепенно просто, главное знать все нюансы. Если что-то непонятно, обращаемся к наладчику. Он всегда покажет и объяснит. Нет нерешаемых проблем», – заключает Юрий Тарцан.

Экзамены, но на работе

Молодой токарь учился по специальности «станочник широкого профиля» в белорусском профтехучилище. Несколько лет работал на родине, а потом переехал в Ростов и пошёл на производство, признаётся, что сделал это для стабильного заработка. Трудится в донской столице он уже пять лет.

Учиться новому, по словам Юрия Тарцана, бывает сложно – обычно это происходит, когда в производство вводятся новые детали. Сначала токари знакомятся с ними и учатся делать вместе с наладчиком. Потом продолжают самостоятельно, когда усвоили новую деталь.

«Существует деление на разряды. Есть разные техпроцессы, к каждому из которых подписан разряд, необходимый специалисту. Начинают люди с ученического, затем идёт первый… Все мы уже достаточно долго работаем, имеем третий разряд – его присваивают по итогам экзамена. У наладчика шестой разряд – самый большой среди нас. Безусловно, нужно поддерживать рабочие специальности, – уверен Юрий Тарцан. – Иначе скоро вокруг нас будут одни бармены и программисты. Сварщиков и токарей стало очень мало – молодёжь зачастую не любит тяжёлый труд, а пытается найти что-то полегче. Все почему-то думают, что это работа неоплачиваемая, хотят много зарабатывать. Считаю, что помогло бы здесь и обучение людей».

Тем не менее, по словам ростовчанина, на производстве есть и самоучки, которые сначала всему учились сами. На производство также приходили 18-летние парни и под руководством и чутким взором опытных наладчиков, токарей постарше постепенно росли.

Это интересно
Примитивные токарные станки появились в VII веке до н.э. С их помощью создавали изделия из дерева или кости. В XVI веке во Франции придумали водяное колесо, которое позволило работать и с металлом. а токарный станок на электрическом приводе изобрели только в конце XIX века. Его устройство – основа современных токарных станков.