Татьяна Пугачева работает обычным учителем. Обычным, если не считать, что школа не совсем обычная - коррекционная. Здесь учатся дети слабовидящие и незрячие. Проблемам со зрением могут сопутствовать поражение центральной нервной системы, ДЦП, интеллектуальная недостаточность, различные расстройства личности, эпилепсия и другие недуги.
Попала в цель
- Татьяна Степановна, вы специалист по коррекционной работе?
- Ещё какой - радиофизик! (Смеётся). После защиты диплома меня распределили в один из НИИ РАН в Подмосковье. Но к тому времени я уже вышла замуж и попала в учительскую семью. Так вопрос с работой решился сам собой на ближайшие 45 лет. За эти годы были разные предложения. Можно было в районо перейти, но мне с детьми интереснее. Звали директором детского дома. Только с такой работой забота о собственных детях несовместима: там жить надо, а не посещать с 8 до 5. Поэтому пришлось отказаться. Получается, что в образование я попала случайно, а в коррекционное - тем более.
- А привыкать к детям с особенностями трудно было?
- Очень. Через слёзы, когда видишь явные физические недостатки. А потом учеников сразу стала приучать к танцам - народным, бальным. Даже выезжали с самодеятельностью в другие города. Представьте, выступали успешно. И дети менялись. Не только эмоционально, но и физически. Вообще ребёнка надо чувствовать, настраиваться на его волну. Не детей под программу ломать, а создавать условия для раскрытия их потенциала. Сказано же: учитель может объяснить один материал шестью разными способами. А в наших классах сидят 10 - 12 человек, и способов может быть 10 - 12. Вообще наша школа много внимания уделяет будущему детей. Педагоги заранее интересуются, куда кто хочет поступить. По каждому предмету выделяются часы коррекции. Это по сути бесплатное репетиторство. Любой ребёнок стремится показать себя с лучшей стороны независимо от своего физического статуса. Мы не только условия создаём, но и учим адаптироваться во внешнем мире. На это и программы нацелены. Раз детям трудно читать, мы учим их писать опорные конспекты, строить логические цепочки, мыслить самостоятельно, анализировать. Знаете, я никогда не делала трагедии из того, что ребёнок не решил задачу. Мне важнее, КАК он её решал, каким путём шёл. Проходим с ним вместе ЕГО логическую цепочку и смотрим, в какие ловушки он попался. А вот когда начинает получаться, там уже и любовь к науке приходит. Знаете, как наши дети любят в олимпиадах и викторинах участвовать. Иногда к школе подхожу, а они уже ждут: «Завтра в Волгограде олимпиада по физике. Поехали, Татьяна Степановна? Мы и билеты уже купили».
- Но это на уроках. А экзамены детям тоже приходится сдавать?
- Слабовидящим детям на экзамене положен сопровождающий (тьютор). Но это единственная поблажка. В остальном - на общих основаниях. Те же тексты на 800 слов, те же элементы сочинения в изложении, те же наблюдающие, следящие, чтобы экзамены проходили без подтасовок. Но никакой документацией не регламентируются нервные расстройства ребят, повышенная утомляемость, потребность в индивидуальном объяснении. Я недавно курировала одновременно двоих. Прочитали текст изложения - мимо. В общем, они как будто ничего и не слышали. Начинаю шёпотом пересказывать текст одному. Другой в это время сидит в полной прострации. Ему тоже надо индивидуально, глаза в глаза говорить. Когда повторила и ему, оба написали. И с элементами сочинения справились. Баллы хорошие набрали. Я же пять лет их вела, они приучены ко мне. Тут, знаете, важно всё: как ты говоришь, как двигаешься, как в глаза смотришь и даже как молчишь.
Дорога в завтра
- В школе вы создаёте все условия для детей. А как складывается их жизнь потом?
- Перспектива работы на предприятиях ВОС (Всесоюзного общества слепых) никого не прельщает. Все прекрасно понимают, что инвалидность - это не профессия, поэтому все стараются реализовать себя. Одно время из нашего интерната столько выпускников поступало на физмат, в экономический университет, строительный, что в коллективе шутили: «Мы школа с физико-математическим уклоном». Для многих основная проблема в принятии их обществом. Один наш мальчик поступил в РИНХ. Рассказывал, как волновался об отношениях с одногруппниками. Его и правда поначалу сторонились, но только до первой сессии. Когда увидели, что он сильнее всех на курсе, его недостатки просто перестали замечать.
- Родители, наверное, ваши главные помощники?
- Конечно. Родительская любовь может горы свернуть. А без неё очень трудно в первую очередь ребёнку. У меня случалось, что и не в своё дело лезла. Пришёл в школу мальчик - социальный сирота. Мыкался из одного интерната в другой. У меня никак это в голове не укладывалось. Какой же он сирота, когда есть мама и дедушка? Однажды взяла его, и поехали мы в Таганрог справедливость восстанавливать. Вернулись с результатом - мальчика стали навещать! Особенно тёплые отношения сложились с дедушкой. Сейчас назрела ситуация с наследством. Наверное, опять поедем решать этот вопрос. Я же за него в ответе.
Песни у костра
- При такой нагрузке у вас на личную жизнь время остаётся?
- Десять месяцев в году я только учу. Математика с физикой даже во сне снятся. На чтение времени остаётся мало, хотя очень люблю книги, научно-популярные программы по ТВ. Но дети и школа отнимают всё время. Есть основные уроки, потом коррекционные часы. А ещё надомники. В этом году у меня их трое было. Один на Ленина живёт, другой - на Театральном спуске, третий - на Западном. К каждому три раза в неделю, по любой погоде. Зима какая была, помните? Снега по пояс, а идёшь. Ждут же. Куда денешься, если для некоторых детей ты единственная связь с реальным миром? А по воскресеньям надо и своим внукам помочь, они тоже учатся.
А вот в оставшиеся два месяца, в отпуске, я обнуляю негатив! Уже много лет мы с коллегами ездим по стране. Побывали на Байкале, в Новосибирске, Иркутске. В Карелии на байдарках ходили по Ладоге и Онеге. Четыре тётушки чуть не поссорились, кому на вёслах сидеть. Объездили страну от Калининграда до Сибири. В этом году на Алтае побывали. А со следующего думаем осваивать Дальний Восток.
- Ученикам потом рассказываете о путешествиях?
- Рассказываю. Но я и с детьми в походы хожу. Далеко, правда, не получается. Пока окрестности Ростова обследуем. Ночёвку в палатке мы позволить себе не можем. Зато весь остальной антураж присутствует: сосиски на костре, картошка печёная, каша в котелке и песни. В роще у Ростовского моря катались на лошадях.
И на экскурсии часто выбираемся. В Музее атомной энергетики ДГТУ давно завсегдатаями стали, часто ходим в Музей пожарной техники, Музей космонавтики.
Детьми надо заниматься, развивать их, чтобы делать ставку на их потенциал, а не на инвалидность.
Смотрите также:
- «Оторваться от колышка». Батайчанин рассказал, как создать своё дело →
- Как детдомовцам приходится выживать «на воле» →
- Говорящие руками →