Модное импортозамещение. Зелёный свет – текстильной промышленности Дона

Модели, созданные студентами ДГТУ. © / Лариса Климова / Из архива

После того, как из страны ушли многие бренды одежды, вопрос, что мы будем носить, приобрёл по-настоящему социальное значение. Как выживает лёгкая промышленность региона на фоне введённых антироссийских санкций?

   
   

Об инструментах продвижения, проблемах отрасли и перспективах её развития говорили участники круглого стола на площадке пресс-центра «АиФ на Дону».

Помогает ли государство

Производители, развивающиеся во многом за счёт современных технологий, пытаются нащупать новые пути не только выпуска, но и реализации всегда востребованного товара: одежды, обуви, домашнего текстиля.

«Государство, понимая важность развития отрасли, разработало и внедряет в жизнь программы поддержки предприятий лёгкой промышленности. Продуктами господдержки активно пользуются ростовские предприниматели», – рассказала коллегам директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Яна Куринова.

«Мы ждём поддержку РАПП, – говорит директор торговой марки «Виваллино» Юлия Ревеко. – Деньги нам нужны для приобретения закройного комплекса и пролонгации декларации на сертификаты по детской продукции. Кстати сказать, мы как предприятие обширного профиля шьём не только детскую одежду. В наши фирменные костюмы одеты казаки войска Донского и Калмыкии, курсанты кадетских корпусов. Все модели были разработаны с учётом исторических традиций. Собственные производственные цеха нашей торговой марки работают в Цимлянском районе, Новочеркасске и Ростове-на-Дону. Предприятию как участнику госзакупок с ассортиментом более 1000 наименований эта поддержка была бы крайне необходима…»

Цифры
Производство одежды в донском регионе, по сравнению с прошлым 2021 годом, выросло. При этом увеличилось в три раза количество изготовленной спец­одежды, на 152% возросло производство костюмов и на 113% больше в Ростовской области стали шить трикотажа. Так же больше (на 118,5%) на отечественных прилавках в 2022 году появилось отечественной обуви.
Вот что рассказывает руководитель торговой марки Lelonello Карина Антонова: «Наше предприятие работает на рынке более 20 лет и неоднократно получает поддержку государства. С 2020 года нам удалось воспользоваться тремя продуктами. В каждом случае никаких проволочек с документами и бюрократизма не ощутили. Кредиты не брали, но грамотную, квалифицированную помощь в оказании консультационных услуг получили. Первым продуктом была помощь в размещении на российской платформе нашего интернет-магазина. Дорогостоящая опция, качественный ресурс… Мы довольны. Вторая услуга – глубокое маркетинговое исследование с детальным учётом нашей продукции и целевой аудитории. И снова мы остались довольны… Чтобы остаться в строю на рынке со стремительно меняющимися условиями, в 2020 году мы организовали свой собственный бренд, открыли продажи не только оптом, но и в розницу. Поскольку многие крупные производители заточены на опт и на базе каждого созданы отделы продаж и даже целые структуры для сбыта, нам было достаточно сложно перейти в розницу. Агентство помогло «зайти» в интернет-магазин, сначала изучив ситуацию, а затем продвинув на интернет-платформе. Конечно, есть много открытых и нерешённых вопросов, но серьёзная помощь оказывается и она ощутима».

По словам директора регионального фонда развития промышленности Ольги Калининой, в Ростовской области существует ряд программ поддержки как крупных предприятий, так и индивидуальных предпринимателей: «Если по каким-то причинам не удалось получить поддержку в агентстве, не получилось войти в одну из программ, предоставляемых правительством, но есть кредит, мы поможем субсидироваться, перекредитоваться».

   
   

Где искать кадры

В донском регионе сектор лёгкой промышленности занимает более 8% занятых от общего количества рабочих мест, рассказал на выступлении директор ГАУ РО «РИАЦ» Сергей Тамбовцев.

«По результатам наших социологических исследований, на предприятия зачастую требуются работники, имеющие междисциплинарную специальную подготовку. Это связано с развитием цифровых технологий и применением их в текстильной, лёгкой промышленности. Для взаимодействия и более чёткого понимания ситуации в министерстве экономического развития в начале 2022 года был создан Центр развития кооперации и импортозамещения. К примеру, на одном из недавних заседаний мы говорили о восполнении нехватки инженерных кадров и выяснили, что есть не только кадровый голод, но и сложности с трудоустройством молодёжи. Если предприниматели заинтересованы в рассмотрении вопросов развития лёгкой промышленности, мы готовы их обсуждать, формировать кадры на платформе послевузовской подготовки», – рассказал он.

Чтобы российские бренды были конкурентоспособными, нужно развивать креатив начинающих дизайнеров ещё со студенческой скамьи, убеждена доцент кафедры конструирования, технологии и дизайна Института сферы обслуживания и предпринимательства ДГТУ Лариса Климова.

«Наши студенты прекрасно ориентируются в модной информации, от дизайнеров они получают разноплановую подготовку. Ребята создают креативные идеи по заданию предприятий, не отрываясь от реальной жизни, защищая их в курсовых и дипломных. В каждой такой творческой стажировке мы учитываем потенциал студента, его индивидуальный взгляд. Выпускники нашего вуза многофункциональны. Дизайнеры, в частности, осваивают инженерные специальности, компьютерные технологии, поэтому на высоком квалифицированном уровне могут начать работать на любом профильном предприятии. Мне непонятно, когда работодатели во время прохождения производственной практики сначала не дают нашим студентам возможность работать по направлению, а впоследствии хотят иметь сильных и подготовленных специалистов. Где же они будут набираться опыта? Это первый вопрос. И вторая проблема: выделение малого количества бюджетных мест. Порой, очень талантливые, способные ребята, родители которых не могут оплатить коммерческое обучение, остаются за бортом специальности, так и не воплотив в реальность свои идеи и устремления», – отмечает эксперт.

Её поддержала преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РО РТИМЭКС Ростовского техникума индустрии моды, экономики и сервиса Галина Попова: «Мы стоим на первом рубеже подготовки специалистов. Программа техникума настроена на детей, окончивших 9 классов. Мы востребованы. На большинстве предприятий лёгкой промышленности Ростова-на-Дону проходят практику наши ученики. Огромное количество запросов поступает от малого бизнеса. Они нуждаются в конструкторах, закройщиках, швеях… И наша просьба сегодня такова: давать зелёный свет талантливым студентам! Принимать их идеи и нестандартный творческий взгляд. Иногда бывает так, что на защите дипломов приходится слышать от серьёзных взрослых предпринимателей, что мы занимаемся баловством. Но я думаю, что основная целевая аудитория лёгкой промышленности – это молодые дончане. И создавать моду для них, угадывая запросы и желания, должна молодёжь! Мы хотим, чтобы наших талантливых детей «не тушили», а поддерживали их инициативы и свет, горящий в глазах».

Экскурсии на предприятия

Купить модную и красивую обновку – это полдела, считает генеральный директор туристической компании «Рейна Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. Для того, чтобы шопинг прошёл удачно и максимально приятно, очень важно правильно разработать для него маршрут.

«Наше взаимодействие я представляю так: сегодня люди хотят прийти в одно место, где сосредоточены сразу производители сувениров, одежды, керамики, виноделы, рестораны всего ЮФО, начиная от ковров и заканчивая казачьими костюмами, дизайнерскими работами, на разный кошелёк и вкус покупателя. Если удастся выстроить взаимодействие всех индустрий, в том числе текстильной промышленности, мы можем стать точкой притяжения людей, бизнеса в регион. И второе, что бы я хотела предложить сегодня, это проф­ориентационные экскурсии. Мы разрабатываем авторские экскурсии и давно их проводим на ряде предприятий. Подобным образом можем взаимодействовать с представителями лёгкой промышленности. Такие экскурсионные туры помогут школьникам уверенно определиться с выбором профессии, а начинающим специалистам позволят двигаться, расти и развиваться».

В РАПП обещают обеспечить информационную поддержку и помощь по взаимодействию учебных заведений и текстильных предприятий.

Что же требуется, чтобы российские бренды были стабильно конкурентоспособными? Нужно использовать все имеющиеся инструменты и возможности, создавать новые продукты и варианты взаимодействия. Тогда лёгкая промышленность станет целевой флагманской отраслью в креативном сегменте экономики Ростовской области.