«Вбежал на кухню и увидел в полу дыру». История аварийного дома

Виктория Головко / АиФ-Ростов

С мая прошлого года в платёжках за квартиру появилась графа «капитальный ремонт».

   
   

На сегодняшний день на эти цели жители региона собрали уже 2,5 миллиарда рублей», - сообщили на прошлой неделе на интернет-портале правительства области.

Программу, как сообщают в различных ведомствах, достаточно активно воплощают в жизнь. В 2015-м на Дону основательно отремонтируют 970 домов.

«А в следующем году планируется восстановить более 800 домов», - пояснили в НКО «Фонд капитального ремонта».

Донской регион среди лидеров по темпам расселения граждан из аварийного жилья. Однако жалобы на то, что жильцы некоторых домов по-прежнему обречены жить в разрухе, в редакцию не прекращаются.

Шаг до трагедии

«Я живу в этом доме с самого детства. И помню времена, когда он был прекрасен», - объясняет пенсионерка Наталья Анатольевна Меликова, жительница трёхэтажного дома в Ростове, на ул. Станиславского, 103, возведённого там ещё в 1864 году - полтора столетия назад.

...До начала 2000-х Доходный дом Я. Г. Эсса и вовсе являлся памятником архитектуры. Однако после по каким-то соображениям его из списка вычеркнули.

   
   

«Впрочем, должного ухода дом не видит уже много десятков лет. Ремонтировали его последний раз в 1961 году, - объясняют жители. - Да и то лишь частично.

Сейчас в литер «А» этого жилого дома входить, без преувеличения, страшно. Облезлый, пропахший нечистотами подъезд встречает... деревянными подпорками. Без них просевшие второй и третий этажи попросту рухнут вместе с живущими там людьми.

Подпорки эти лет 6 назад как временную меру установили сотрудники компании, которая обслуживала наш дом. Но на том о нас и забыли», - едва не плачет другая жительница дома - Элеонора Жаткина.

Но и это не всё. Почти год назад, 22 ноября 2014-го, часть перекрытия уже обваливалась.

«Дело было утром. Раздались грохот, треск. Я вбежал в кухню и увидел в полу дыру, - объясняет Дионис Данилиди, жилец дома. - В неё можно было прыгнуть и оказаться внизу, в подъезде. Помню, что стоял и не верил своим глазам... А ведь за минуту за того по лестнице поднималась соседка тётя Аня. Это счастье, что тот пласт завалился не на неё... А вообще беда лишь вопрос времени».

Стены в несчастном подъезде, словно после бомбёжки. Задирать голову вверх и смотреть на оголившиеся куски дранки тоже опасно... Оконные рамы перекосило, трубы текут. Стены в квартирах пожирают (из-за избыточной сырости) грибок и лишай.

«Приходите через 19 лет»

Но при этом капремонт фасада и фундамента в доме назначен на... 2033 год, системы водоснабжения - на 2034-й, крыши - на 2022-й. Кто и почему установил такие сроки, понять жители так и не смогли. Ситуация, казалось, сдвинулась с мёртвой точки лишь в ноябре прошлого года после обрушения части деревянного перекрытия. В мэрии предложили ускорить ремонт при условии, что жители оплатят 15% стоимости работ.

Но основная часть жильцов - пенсионеры, инвалиды и молодые семьи с маленькими детьми. Уже и та плата, что есть, для них большая обуза. Платить больше люди просто не в силах. Получив отказ, судьбой дома чиновники больше не интересовались.

...«АиФ на Дону» писали о других обречённых на разруху ростовчанах - жильцах дома по ул. Шаумяна, 46. Дом оседает. Часть стены вспучило пузырём. Крыша сгнила. Из-за особенностей конструкции дом в программу капремонта не включили, но и аварийным... не признали. Лишь недавно (после нескольких лет борьбы, вмешательства газеты) людям пообещали, что их расселят... в течение 10 лет.

«В соседнем доме №44 беды те же. Но чиновники их вообще не замечают», - объясняют жильцы.

И по какому принципу составлялись списки очерёдности, понять невозможно.