Дом «поплыл». Старый особняк в Ростове рушится из-за «молодого соседа»

Так выглядел особняк до (слева) и после (справа) появления «молодого соседа». © / АиФ-Ростов / АиФ-Ростов

Ситуация с обрушившейся стеной пятиэтажки на улице Нариманова, 73, и аналогичный инцидент на улице Черепахина, 160, стали поводом для властей предпринимать что-то и с другими потенциально опасными зданиями.

   
   

Казалось бы, что может быть лучше спастись до того, как окажешься под завалами? Но у жильцов, порой, свои резоны. Какие, выяснял rostov.aif.ru.

Стены пугают по ночам

Двухэтажному особняку на улице Шаумяна, 42 (второй адрес – Социалистическая, 45), в нескольких шагах от ЦУМа уже более 110 лет. Но проблемы у его обитателей появились сравнительно недавно. Сами ростовчане связывают изменения в своей жизни с появлением по соседству почти вплотную 10-этажной новостройки.

«Нам повредили боковую стену, – утверждает ростовчанин Габриэль Гобозов. – Тогда началось разрушение дома – деформировался фундамент и несущие стены. Сейчас внутри постоянно проживаем только я с женой, а остальные уехали в другие места, снимают квартиры. По ночам жутко: слышно, как трещат стены».

Сейчас правая часть фасада как будто поплыла вниз. При этом остальная часть дома выглядит нормально. Доказать, что виноват «сосед», нельзя. Но проверить, как выглядел особняк до появления «молодого соседа», легко – достаточно лишь зайти на популярный сервис городских панорам, чтобы убедиться: он был ровным ещё в 2010 году. Многоэтажка рядом выросла в 2014-2015 гг.

Сейчас внутри есть одна квартира по соцнайму, ещё одна – отдельная, а всё остальное – это коммуналки. Однако по документам дом идёт как индивидуальное жильё.

У проблемы есть цена

Сначала на жалобы жильцов никто не обращал особого внимания и приходили отписки.

   
   

«Нам говорили, что мы сами за свой счёт должны заказать экспертизу. Но это стоило больших денег, мы не смогли бы потянуть это, – рассказал ростовчанин. – А в 2024 году пришла бумага, что дом является аварийным – визуально. Нас попросили покинуть помещения и подали иск в суд. Куда мы пойдём, на улицу? А по закону предоставить маневренный фонд нам нельзя – дом же якобы частный».

По словам Габриэля, ад­ми­ни­стра­ция ссылается на то, что дом фактически многоквартирный, а также на проведённую ещё в 2014 году экспертизу, но решения имеют «срок годности» три года. Чиновники предложили выплатить деньги только за 21 квадратный метр комнаты, не считая общей площади, да и то по кадастровой стоимости. И это с учётом того, что у жителей приватизирована даже земля под домом…

«Ощущение, что нас хотят выселить, а потом ждать, кто купит у города дом без людей», – считает ростовчанин.

Суд с жильцами районная ад­ми­ни­стра­ция проиграла – убедить инстанцию в своей правоте чиновникам так и не удалось. Теперь жильцы видят перед собой два варианта. Один – сложный. Сначала через суд они должны доказать, что дом всё-таки является многоквартирным, а потом экспертиза должна признать его аварийным.

«И только в этом случае мы можем рассчитывать на маневренный фонд, – вздыхает Габриэль. – Но есть путь и проще. Было бы здорово, если бы нам заплатили не по кадастровой стоимости, а по коммерческой. Или инвестор мог выкупить у нас помещения. Никто из жильцов цену не заламывает. Что для инвестора три миллиона, если «двушки» в соседней высотке продают за 14 млн рублей?»

Пока точка не поставлена, но из-за плохого состояния около дома запретили ходить пешеходам и оставлять машины. Впрочем, этот запрет никого не смутил и всё осталось по-прежнему.

На момент подписания номера в печать редакция ответа от ад­ми­ни­стра­ции Ростова по проблеме не дождалась.

СПРАВКА
Здание на Шаумяна, 42, входит в число памятников культуры местного значения. Сначала особняк принадлежал Леониду Адлеру – владельцу крупнейшего в Ростове-на-Дону магазина музыкальных принадлежностей и производителю пианино и роялей. В начале XXI века в доме размещался обком КПРФ.

Комментарий депутата Ростовской-на-Дону городской думы Наталья Оськина:

– После того, как рухнула стена дома на ул. Нариманова, ад­ми­ни­стра­ция Ленинского района Ростова озаботилось вопросом здания на Шаумяна. Но они пошли самым лёгким путём – объявили режим повышенной готовности. В этом случае не нужно расселять людей, выделять деньги, а дальше всё остаётся на плечах жильцов. Потом ад­ми­ни­стра­ция подала иск на выселение в маневренный фонд. Но это абсурдно – принудительного переселения без режима ЧС или ситуации техногенного характера не может быть. Непонятно, сколько собственникам ждать ремонта, учитывая статус дома. Жителям нужно добиваться экспертизы и межведомственной комиссии, а затем уже дальнейшего решения вопроса. По закону только такая комиссия на основании экспертизы может признать дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо ветхим.