Творческие союзы, а особенно в семье, в которой сразу два мастера декоративно-прикладного искусства, пожалуй, уже редкость. Чаще, если кто-то один в семье занимается творчеством, то другой ему просто помогает. А вот у Ирины и Владимира Назаренко каждая работа — это творение двоих, хотя у них совершенно разные виды декоративно-прикладного искусства.
Как уживаются два творческих человека, разбирался rostov.aif.ru.
Вместе и навсегда
Глава семьи Владимир Назаренко родом из села Романовка Сальского района. Его бабушка Фёкла первая увидела задатки будущего мастера и всячески его поддерживала.
Владимир вспоминает свой восторг, когда впервые увидел, как перочинный ножик превращает деревяшку в фигурку. Чуть повзрослев, он уже отлично разбирался, какое дерево подходит для определённых поделок. Окончив школу, поступил в техникум в посёлке Гигант. Затем ушёл служить в армию. Там и познакомился с Леонидом Киселёвым, который посоветовал талантливому парню, вырезающему на досуге поразительные фигурки, поступать на художественно-графический факультет Ростовского педагогического института.
Владимир Назаренко, недолго думая, поступил в этот вуз, который стал для него родным. Именно там, на худграфе, познакомился со своей будущей женой Ириной. Оба до сих пор с особой теплотой благодарных студентов говорят о своих преподавателях Вячеславе Сенько и Василии Зинченко, с которыми поддерживают отношения до сих пор.
В 1992 году, окончив вуз, Владимир и Ирина уехали в Сальск. Владимир работал учителем рисования в сальской школе № 6. Ирина пошла трудиться в детский сад, где у неё появились первые коллекции детской одежды.
Чуть позже, а прошло, как рассказывают супруги, пять лет и три месяца, вместе они стали учить рисовать мальчишек и девчонок в детской художественной школе в Сальске. Занимаются этим уже 24 года.
Что нужно сделать, чтобы заинтересовать детей? Особого рецепта нет. Преподавателю, по словам Ирины Назаренко, нужно замотивировать ребёнка любить творить. У мастера свои работы должны вызывать разные эмоции: и смех, и слёзы, и любовь.
Когда подрастала их дочь Александра, Ирина увлеклась детским костюмом. Так появились её авторские коллекции «Сударушка» по мотивам русского народного костюма, «Перепёлка», «Полюшка».
Спустя время, изучение истории костюма переросло в занятие лоскутным шитьём. И уже десять лет дончанка участвует в фестивале лоскутного шитья «Душа России». Такого рода мероприятия, по словам Ирины Назаренко, заряжают мастеров творческой энергией, и рождаются работы, которые переживут автора и останутся в истории.
Как признаётся мастерица, сейчас она не может спокойно проходить мимо магазинов, где продаются ткани. А ещё Ирина занимается авторской куклой — этому она училась у ростовского мастера Светланы Деркач. По признанию Ирины Назаренко, когда она работает с авторской куклой, то та сама подсказывает, какую ей нужно сшить одежду.
От дерева — особое тепло
Резьбе по дереву Владимир Назаренко остался верен на всю жизнь. Первые работы — это деревянные игрушки, декоративные панно. Учился рисовать самостоятельно. Листая книги с иллюстрациями, мальчик Вова срисовывал понравившиеся рисунки.
Почему именно дерево? Потому что это очень доступный и тёплый, энергетически приятный материал. С деревом работать очень интересно, оно подвластно и резцу, и другому инструменту.
«Хотя ему подвластен любой материал — живопись, графика, скульптура, глина, керамика. Но работать с деревом муж любит больше всего. Когда заходишь в мастерскую к Володе и он работает с сосной, то такой запах стоит! Ощущение, как будто в сосновый бор попала», — рассказывает Ирина Назаренко.Владимир Иванович — постоянный участник ежегодных фестивалей «Кукла Дона» и «Нет вольнее Дона Тихого» в Ростове-на-Дону, «Белая акация» в Ставрополе и т.д. Одна из последних выставок, в которой принял участие Владимир Иванович, была в декабре 2023 года в Москве на ВДНХ. Он очень часто участвует в конкурсе «Театральные витражи». И так каждый год.
Руками трогать!
Но особый интерес у почитателей таланта мастера вызывают механические игрушки, которые приходят в движение кулачковым механизмом: он подбрасывает планку или колёсико и происходит движение. Вспомните, у кого в детстве не было игрушки «Бабочка», которая махала крылышками с помощью приводимого в движение колёсика на палке? И бегая по двору, детвора с неописуемым восторгом радовалась полёту игрушки.
Как-то, готовясь к ознакомительному уроку для школьников по народному творчеству, Владимир Иванович стал детально изучать лубочные картинки. Вот тогда-то у него родились две механические куклы — «Коза» и «Медведь».
Более плотно механической игрушкой Назаренко стал заниматься, когда начал участвовать в областном фестивале «Кукла Дона». По правилам мероприятия, нужно было представить стационарную игрушку народов, издавна живущих в области. Вот так в 2020 году в коллекции Владимира Ивановича появилась первая механическая игрушка.
Игрушки необычные. Например, «Казаки», где на конях скачут с шашками наголо донцы, или композиция «Мы на лодочке качались», где донской казак с казачкой катаются на лодочке, и у зрителя создаётся такое ощущение, что лодка плывёт по волнам. Или «Украл казак невесту», не правда ли, интригующее название композиции?
Материал, который используется при изготовлении, — это липа, сосна, бук. Делает Владимир Назаренко свои механические игрушки вручную. А затем расписывает их акриловыми красками. Лак редко используется в его работах — он не позволяет прочувствовать тепло дерева. Все изделия из дерева покрывает воском.
Работа над механической игрушкой начинается с изучения темы эскиза. Накопилось за годы работы их уже столько, что Ирина собирает в отдельную папку «на потом». И года через два-три мастер спокойно по ним начинает работать.Не сразу игрушка выходит в свет. Назаренко сначала делает, как ласково выражается супруга, пробничек, который потом дорабатывается. Бывает, что и два, и три изделия проходят апробацию для того, чтобы игрушка ожила. На её изготовление можно потратить день, неделю, месяцы, а можно к ней вернуться через год. Она должна отлежаться, чтобы мастер мог, переосмыслив всё, доделать.
Супруги Назаренко настоятельно советуют тем, кто впервые видит эти оригинальные изделия, обязательно их потрогать руками и попытаться понять, как ими играть.
Главный почитатель таланта дедушки Вовы его трёхлетняя внучка Астрид. Она с удовольствием играет деревянными самолётиками и лошадками. Но самая любимая — это заготовка ангела, которую малышка называет Ляля и часто с ней играет.
Две звезды, два близких берега
Когда в семье два творческих человека, каждый из которых работает в разных направлениях, жить непросто, признаётся Ирина Назаренко, но зато интересно.
«Я рада, что мы вместе преподаём в школе, знаем специфику работы, можем уступить друг другу, где-то помочь, поддержать. Мы находимся в постоянном творческом поиске и, если что-то не умеем, то стараемся научиться», — делится она.
Супруги учатся друг у друга, у мастеров, своих учеников.
«Если ты забудешь, что у тебя внутри живёт ребёнок, то не сможешь придумать что-то новое, заниматься творчеством», — говорят Ирина и Владимир Назаренко.
Как люди творческие они постоянно находятся в поисках какого-то особого направления или техники, которое позже представят на суд зрителей, ведь их нужно постоянно чем-то удивлять.
Древние механизмы
Одной из первых механических игрушек был летающий голубь, сделанный Архитом Тарентским. Игрушка была деревянной и двигалась по проволоке на пару. Согласно Аристотелю он же изобрёл для развлечения детей погремушки.
Древнегреческие, древнеримские и древнеегипетские механические игрушки двигались под воздействием воды, ветра или пневматических сил; они были реалистичны, за что церковь сочла их орудиями дьявола.
В XVI веке Леонардо да Винчи создал механического льва в подарок королю Луи XII. Лев мог ходить и открывать пасть. В это же время механические игрушки для детей создавал Галилео Галилей.
Некоторые из них могли играть на музыкальных инструментах и писать целые предложения; некоторые, особенно обезьянки, использовались для рекламы чая и сигарет, и потому были очень популярны.