«Задаренные» дети. Как правильно дарить ребёнку подарки?

Наталья Корнеева / личный архив

Серьёзная проблема рано или поздно встаёт почти перед каждым родителем, что подарить сыну или дочке на очередной праздник? Так, чтобы и полезно, и запомнилось, и порадовало. Вроде бы, и нет такой проблемы – в магазинах есть всё возможное, на любой вкус и кошелёк, но сделать правильный выбор тяжело. Поговорили с психологами, чтобы узнать, как сделать так, чтобы от подарка по-настоящему «стало всем светлей».

   
   

Вещи обесценились?

Те, кому сейчас по 40 лет и старше, могут вспомнить, какую радость доставляла обычная, найденная на улице палка, которая становилась (на выбор) винтовкой, шпагой, боевым посохом мастера кун-фу. Девочки, в свою очередь, умудрялись из пары мелков и резинки устроить развлечения для всего двора на целый летний день. Кто постарше – мог читать принесённые из библиотеки книги, а уж если какой сборник фантастики оказывался в доме и родители не возражали, то, в конце концов, с ним знакомились все друзья счастливого обладателя.

Понятно, что происходило это всё не от хорошей жизни – в условиях социалистической экономики многое было дефицитом, в том числе дорогие игрушки или доступные сейчас лакомства. Автору этих строк, к примеру, навсегда запомнился шикарный подарок к какому-то празднику – родственник привёз целые 4 бутылочки «Пепси-Колы», которыми весь двор угощался (трудно поверить!) целый месяц. Однако делал ли такой дефицит детей несчастными? Нет, в конце концов, самые весёлые игры совсем не требуют каких-либо специальных приспособлений – нужна лишь компания и хорошая погода. Зато взрослым было в некоторой степени попроще: почти любому подарку неизбалованные советские дети были рады. Эпоха массового потребления, в которую мы радостно окунулись в конце 90-х – начале 2000-х, породила совсем иную реальность: взрослые зачастую просто не знают чем удивить, как побаловать и что подарить своему ребёнку. В этом смысле те семьи, где не испытывают серьёзных материальных проблем, оказываются даже в худшем положении – всё, что возможно, чадо уже получило, и подарки фактически обесценились. Сцена из популярного американского фильма про Гарри Поттера, когда избалованный Дадли пересчитывая полученные подарки на день рождения (даже не вскрывая упаковку), обнаруживает, что их 36, на один меньше, чем год назад, и устраивает родителям скандал, не выглядит чем-то фантастическим в современных российских реалиях.

Не загадывают, а заказывают

И никто в этом, вроде бы, не виноват – родители хотят порадовать детей и дать им самое лучшее, а дети и не знают, что могло бы быть по-другому, принимая падающие на них подарки как нечто само собой разумеющееся. В результате формируется привычка ждать подношения, что серьёзно ухудшает ситуацию для взрослых: во многих семьях уже невозможно отказать в желаемом, сославшись, например, на то, что нет денег. При этом вещей становится так много, что их перестают беречь, за ненужностью легко передаривают кому-нибудь, выбрасывают или быстро о них забывают. «Задаренные» мальчики и девочки начинают постоянно нуждаться в новых доказательствах любви. А если их нет, возникают конфликты.

О не совсем нормальном отношении детей к подаркам говорит даже самый главный эксперт страны по этой части – Дед Мороз из Великого Устюга.

«К сожалению, многие со­вре­менные дети теперь подарки не загадывают, а заказывают. Более того, некоторые умудряются даже угрожать мне в случае невыполнения заказа», – разводил руками новогодний волшебник в специальном интервью в конце прошлого года.

И у этого феномена, как ни странно, есть одно печальное продолжение уже во взрослом возрасте.

   
   

«Если родители были очень заняты собой или работой, а от малыша откупались подарками, и это были самые яркие положительные эмоции, то повзрослев, человек также будет искать такой всплеск эмоций, спуская внушительные суммы на подарки самому себе. Ещё он может так поступать, если детство прошло в бедности и подарков, игрушек и радости кроха не видел. Повзрослев, ребёнок будет тратить деньги, стараясь компенсировать этот ущерб», – считает ростовский психолог Елена Акопова.

Как соблюсти этот баланс? Как добиться того, чтобы не лишить ребёнка доступных ему радостей и в то же время не «задарить»? Не потратить деньги из семейного бюджета на пустые прихоти или поощрение тщеславия? Где та грань, за которой счастливое детство превращается в свою капризную противоположность?

Обсудите с ребёнком

Популярный детский психолог Ольга Левко считает, что, конечно же, ни в коем случае нельзя лишать ребёнка подарков. Когда взрослые дарят радость, это нормально и соответствует и природным, и культурным стандартам жизни в обществе. Другое дело, что подарки не должны становиться фоном, привычным элементом семейного быта. В идеале даже часть подарков должна приобретаться вместе с ребёнком.

«Необходимо разговаривать, подключать его к обсуждению и планированию покупок. Зачем? Для того, чтобы он понимал, что его мнение важно и ценно. И часто даже на уровне обсуждений, ещё до покупки, возникает определённый уровень удовлетворения. Ребёнок радуется, что его услышали, обсудили что-то важное для него. Например, перед походом в магазин вы обсуждаете конкретный список того, зачем туда идёте. То есть, ещё до посещения вы озвучиваете, что именно планируете купить и какой у вас бюджет. В список покупок может быть заложена шоколадка. А может, и не быть заложена», – считает Ольга Левко.

Таким образом, подарок будет сделан с умом, соответствовать желанию ребёнка, и подрастающее чадо будет понимать, что подарки делаются не так просто и не всегда.

Более того, обсуждая с ребёнком его желания, вы можете обнаружить, что ему на самом-то деле хочется не тот дорогой планшет, который вы присмотрели в магазине электроники, а, к примеру, набор фло­мастеров.

Главное – эмоции

При этом важно не перегнуть палку и не превратить общение с ребёнком в своего рода бухгалтерскую книгу с кредитом и дебетом, иногда позволяйте себе делать подарки-импровизации. Иногда действительно стоит приобрести девочке вот ту яркую, явно китайскую и не слишком-то качественную куклу – да, она стоит дёшево, и руки-ноги у неё отвалятся через неделю, но в данный момент это сделает ребёнка счастливым. Другое дело, что каждый день по китайской кукле – и накладно, и бессмысленно, и привычно.

Также стоит понимать, что и дети, и взрослые одинаково запоминают даже не сами подарки, а вызванные ими эмоции. Поэтому часто лучшим подарком будут не новые джинсы (ещё одни в длинном перечне разнообразных нарядов), а прогулка всей семьёй в зоопарк с беготнёй, весельем и мороженым. Смартфон рано или поздно выйдет из строя, а эмоции останутся навсегда и повлияют в будущем как в целом на характер человека, так и на его общение с собственными детьми.

И, наконец, одна из самых тяжёлых тем – ценовой диапазон подарков. Понятно, что есть некие ключевые точки в течение календарного года – это день рождения и тот же Новый год, когда на подарки можно потратиться побольше. Но важно и эти подарки обсуждать с ребёнком, чтобы понимать его реальные желания. Ведь, и такое тоже часто бывает, иногда взрослые, одаривая детей, выполняют даже не их мечты, а реализуют свои собственные представления о должном. Сын хотел футбольный мяч, а вы подарили ему дорогие кроссовки, чтобы они были «не хуже», чем у соседского мальчишки.

В целом же, психологи рекомендуют соблюдать разумность и дарить не столько вещи, сколько положительные эмоции. Именно это и важно в воспитании.