Сельский бунт. Что не поделили ремонтненцы

   
   

На въезде в Ремонтное стоит большой баннер. «Для нас Россия начинается здесь!» - гласит он. Плакат установили к 75-летию Ростовской области. В дни, когда регион отмечал свой юбилей и на Ростовской набережной плясали и пели национальные ансамбли, подчёркивая «симфонию народов» Дона, в Ремонтном русские и дагестанцы разбивали друг другу в кровь лица. - Вах, хороший лозунг, правильный, - говорит по пути таксист Магомед. - Вот я тут живу много лет, дети мои здесь родились. Это теперь их Родина, их земля, так? Дагестанцы в  Ремонтном действительно живут уже полвека. В  начале шестидесятых выходцы с Северного Кавказа занялись в донских степях разведением тонкорунных овец. С годами пустили корни, у многих здесь уже подрастают внуки. Сегодня кавказцы составляют десятую часть населения района. Ещё гости или уже хозяева? Попытка всего лишь поднять этот вопрос привела Ремонтное к крови.

«Шеренга двинулась по улице»

О том, что случилось в тот злополучный день, сегодня рассказывают в селе все и каждый по-своему. Местные жители делают упор на двух событиях, предшествовавших потасовке. Рассказывают, как с месяц назад молодой даргинец Алик на радостях от покупки новой «Приоры» хорошо принял на грудь, после чего поехал кататься. На повороте несущуюся на огромной скорости машину занесло, автомобиль пробил стенку сельского кладбища и, перепахав три ряда могил, наткнулся на памятник. Алика в Ремонтном знал каждый: вместе с другими молодыми дагестанцами он любил под национальные напевы устроить на сельских улицах гонки. 

  Потом случилась драка. С досугом в маленьком селе, притаившемся посреди степей в четырёхстах километрах к востоку от областного центра, дела обстоят не очень, поэтому свободное время молодёжь всех национальностей обычно проводит в пивных. Случайная потасовка в баре, в результате которой трое местных парней ушли домой с синяками, и стала для селян последней искрой, разжёгшей пламя противостояния. Изначально, как рассказывают ремонтненцы, дагестанцев звали просто поговорить.

Пришедшим на площадь кавказцам объясняли, что гонять по улицам на машинах, давя гусей, и врубать в три часа ночи на всю громкость музыку совсем необязательно для того, чтобы окружающие начали считать тебя джигитом. В разгар встречи на площадь со стороны дагестанцев вылетела машина, из окна высунулась рука с пистолетом. Это стало последней каплей. «13 сентября, около десяти часов утра, неуправляемая толпа из числа русскоязычных жителей села Ремонтное начала применять меры физического воздействия к даргинцам, приехавшим на рыночную площадь, - сухо описывает дальнейшие события полицейский отчёт. - Затем граждане выстроились в шеренгу и двинулись на толпу даргинцев, не успевших уехать с соседней улицы».

В результате избиения пострадали девять человек, троих из них пришлось госпитализировать. Также было разбито несколько машин, принадлежащих дагестанцам. Развести конфликтующие стороны удалось лишь бойцам СОБРа, срочно переброшенным в село.

«Молодёжь нас не слушается!»

Сейчас страсти в селе уже улеглись, но усиленные наряды полиции продолжают патрулировать улицы. Тем временем власти всеми силами стараются укрепить установившийся хрупкий мир между участниками конфликта. На затерявшейся посреди степи кошаре глава района Сергей Ганзиков проводит встречу: к диалогу приглашены шестнадцать самых авторитетных дагестанских старейшин. Старательно подбирая слова, глава района говорит, что случившееся можно оценивать по-разному, но в любом случае вражда никому не нужна, поэтому и русским, и дагестанцам следует раз и навсегда забыть о том, что произошло, и не таить обиды. Замечание сделано не зря: как оказалось, пострадавшие в драке молодые дагестанцы хоть и написали заявления, но не хотят говорить, кто именно наносил им побои, хотя в селе все  друг друга знают.

Теперь полиция опасается, что кавказцы намерены мстить обидчикам. - Вы уважаемые разумные люди, многие из вас имеют ордена за доблестный труд, вы должны своим авторитетом повлиять на молодёжь, - обращается Ганзиков к аксакалам. - Ведь вы же понимаете, претензии к ней возникают не на пустом месте.    - Ничего не можем сделать. Сколько раз говорили вести себя тихо - не слушаются они нас! - разводит руками один из старейшин - Гусейн Магомедов. - Хотите, скажу, почему это происходит? - парирует исполняющий обязанности начальника местного отдела полиции Владимир Мартынов. - Потому что молодёжь ваша только баклуши бьёт и заработанные родителями деньги прогуливает. Мы сейчас проверяем чабанские точки - молодых там нет. А овец пасут... бомжи, которых понабирали со всей России! В итоге участники встречи договариваются: старейшины постараются урезонить молодёжь, не допустить новых стычек, власти же обещают впредь ежемесячно проводить собрания с участием полиции, русскоязычных жителей и представителей национальных диаспор, обсуждая на них возникающие противоречия. Одновременно в Ремонтном решено усилить работу добровольной народной дружины.

Земельный вопрос

Удивительно, но в самом селе случившееся считают чем угодно, только не межнациональным конфликтом. - Та драка в баре, после которой всё завертелось, - это ведь только вершки, - говорит местный житель Андрей Удодов. В тот злополучный день он сам был на площади, а теперь входит в созданный при районной администрации миротворческий совет. - Подумаешь, по пьянке друг другу морды набили, у нас такое постоянно случается. И то, как их молодёжь себя ведёт, это тоже ещё не повод. Людей другие вещи в дагестанцах возмущают, гораздо более серьёзные.   Камнем преткновения в отношениях между двумя сторонами оказался пресловутый земельный вопрос. Главное занятие кавказцев - скотоводство. Для выпаса овец и коров нужны пастбища. Однако, как утверждают местные жители, дагестанцы не хотят брать землю в аренду, а выпускают свои огромные стада кормиться на чужие поля. В результате фермеры несут огромные убытки.

Потравы происходят постоянно, и положить им конец не удаётся. Ведь даже если известен виновник, штраф составит максимум тысячу рублей. Наличие земельной проблемы, вызывающей такое негодование ремонтненцев, признал председатель Законодательного собрания Виктор Дерябкин, приезжавший в село улаживать конфликт. Он пообещал, что в ближайшее время областные власти примут меры. Другая претензия селян заключается в том, что кавказские скотоводы занижают размеры поголовья своих стад. Зарабатывая на мясе и шерсти немалые деньги, они не платят налогов, числятся малоимущими и получают из бюджета пособия. Разобраться с этим также дал обещание спикер. - Это как раз то, чего мы добивались, - констатирует Удодов. - Чтобы на нас обратили внимание. Ведь сколько раз раньше жаловались в полицию на эти гонки на улицах, которые всех уже достали: «Наведите порядок!» Нет, всё без толку. А стоило на улицу выйти, сразу начальника отдела полиции сменили, куча комиссий в село из области приехала.

Думаю, многих конфликтов можно было бы избежать, если бы власти просто вовремя делали своё дело.

Смотрите также: