Лечиться нельзя умереть. Всё больше жителей Дона недовольны медициной

«В последние годы опросы фиксируют: здравоохранением недовольны примерно две трети россиян», - говорит ростовчанин Юрий Нестеренко, у которого за плечами два высших образования - медицинское и юридическое. Он авторитетный адвокат, который берётся только за медицинские судебные дела.

   
   

О том, чаще ли дончане из-за претензий к врачу обращаются в суд, о судебных коллизиях и о прочем наш разговор.

По полису или за деньги?

- Юрий Михайлович, в последнее время в нашу редакцию всё больше людей пишут о том, что обратиться к врачу в частном центре куда проще и удобнее. Скажем, нужно УЗИ? Если делать его по полису, порой надо ждать не одну неделю. А за деньги в частной клинике - в тот же день! Хочешь прийти на приём к доктору по полису? Надо вскакивать спозаранку, бежать за талоном... А вы сами, заболев, куда идёте - в обычную участковую поликлинику или в частный медцентр?

- Я иду в свою горполиклинику №3 в переулке Оренбургском. Но я пример плохой (усмехается). Меня во врачебной среде многие знают. Я в Ростове многим докторам лекции читал. Ведь я работаю на факультете повышения квалификации в Ростовском медуниверситете. В поликлинике меня знают и главный врач, и его заместитель. Так что отношение ко мне, видимо, не как к рядовому посетителю.

А что до сути проблемы... Во врачебном сообществе тоже есть ощущение: всё больше у нас того, что за плату. Красноречивы и цифры. По данным Росстата, количество медучреждений, оказывающих бесплатные услуги, пусть и понемногу, но сокращается.

В 2009 году в России таких учреждений было 11 500. В 2010-м  11 300. К 2011-му осталось 11 тысяч. Корень беды, как считают многие эксперты, - хроническое недофинансирование нашей медицины.

Хотя я прекрасно понимаю, что человеку в городе или селе, где участковую больницу сократили или уменьшили число коек, от доводов не легче.

   
   

В перспективе эта ситуация очень опасна. Когда-то может получиться так, что качественная медпомощь малоимущему человеку будет попросту недоступна.

Халатность привела к большой беде

- Чаще ли сегодня люди, возмущённые тем, КАК их лечили, идут в суд?

- По моим ощущениям, таких исков становится больше. Но, к сожалению, официальной статистики нет. Я считаю, это упущение. Впрочем, подобных важных пробелов немало. У нас не ведётся статистики медицинских ошибок. Скажем, в США на их долю приходится 3-4% от всей оказанной медпомощи в год.

Будь у нас такая статистика, можно было бы оценить масштаб явления, понять, переросло ли оно в беду. Но - увы...

В законодательстве России не определено даже само понятие «врачебная ошибка». Хотя во многих странах Запада чёткие формулировки того, что под этим термином надо понимать, есть!

Я, выступая в суде, стараюсь говорить просто о «неблагоприятном исходе оказанной медпомощи».

Однако некоторые цифры, характеризующие отношение россиян к здравоохранению, есть. Это, например, количество обращений граждан в Росздравнадзор в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи. Таких обращений в последние годы всё больше. В 2010 году на такие жалобы приходилось 37% всех обращений, в 2011-м - 44%, в 2012-м - 47%. Выходит, всё больше людей медициной недовольны.

- Были ли в вашей практике судебные дела, которые особенно запомнились?

- Да все они памятны. Года три назад я защищал пациента. Из-за ошибки врачей операция по шунтированию сосуда на ноге привела к тому, что человеку пришлось ампутировать ногу. Он остался инвалидом.

Я защищал и другую пациентку. Ей удаляли кисту, это далеко не самая сложная операция. Однако случайно перевязали мочеточник. В результате женщине потребовалась вторая, уже куда более длительная, операция. В обоих случаях суд принял сторону пациентов.

Но особенно запала в душу трагедия в Волгодонске. Пусть дело это и достаточно давнее, однако забывать о нём нельзя. Там на ошибки наложилась и просто халатность медперсонала. Человека прозевали. Речь шла о 35-летнем мужчине. Его привезли в больницу всего-то с приступом аппендицита. Однако доставили в 8 часов вечера, а осмо-трели только в 8 часов утра. Соответственно затянули и с операцией. У мужчины начались осложнения. А на третьи сутки после операции дежурный врач ни разу его даже не осмотрел...

Как потом оказалось, в тот день в Волгодонске отмечали День города. Получается, времени на пациента не нашлось.

А когда кинулись, спасти его уже не удалось... Да, больница выплатила тогда достаточно солидную компенсацию. Но двум его детям отца не вернёшь...

Хотя бывали в моей практике и прецеденты, когда врачей обвиняли ошибочно. Так что в каждом случае надо очень тщательно разбираться.

Порок сердца

Утром 15 марта недалеко от больницы №8 в Ростове увидели труп мужчины....

Позже выяснилось, что ему 63 года, он уроженец Тверской  области. Был он человеком без определённого места жительства - проще говоря, бомжом.

Однако вскоре стали известны подробности, куда более страшные. Оказывается, мужчина лечился в больнице, а буквально за пару часов до смерти врачи собственноручно выкатили его на инвалидной коляске из лечебного заведения, довезли до автобусной остановки. Там и бросили. Уехать или уйти оттуда бывшему пациенту было уже не суждено. У остановки, почти у ворот больницы, и нашли его труп.  

Когда скандал разгорелся, в Управлении здравоохранения сообщили детали.

- Вечером 14 марта в ростовскую Городскую больницу №8 по скорой помощи поступил пациент с признаками переохлаждения, кашлем, ознобом и тремором рук, - рассказала начальник Управления здравоохранения города Надежда Левицкая.

То, что происходило потом, объясняется преимущественно со слов медперсонала. Того, что мог бы сказать пациент, мы уже не узнаем.  

Якобы он самовольно покинул больницу. Впоследствии его увидели на Большой Садовой. Видимо, прохожие вызвали «скорую». Та вновь привезла его в «восьмёрку».

У пациента медики заподозрили туберкулёз, поместили в изолятор. Якобы в течение ночи он неоднократно нарушал режим и выходил несколько раз из больницы. Потом к нему, со слов дежурного персонала больницы, пришёл якобы знакомый, который почему-то забрал пациента из больницы. Медики почему-то отпустили. Более того. На записи одной из видеокамер, которая висела поблизости (эта запись попала в Интернет), видно, как двое сотрудников в белых халатах и ещё какой-то энергичный полноватый мужчина сажают в инвалидную коляску худенького, маленького человека. И бодро катят его из больницы к ближайшей остановке автобуса. Видимо, порок сердца мешает таким медработникам быть человечными и чуткими к чужой беде.

Доследственную проверку инцидента сейчас проводят в Следственном управлении СК РФ по РО. В городском Управлении здравоохранения уже заявили, что дежурный врач и фельдшер больницы уволены. Областной Минздрав попросил у прокуратуры разрешения внепланово и комплексно проверить то, как оказывают медпомощь во всей больнице. Эта проверка уже идёт. Однако даст ли всё это ответы на главные вопросы: как могло получиться, что врачи, по сути, выпроводили из госбольницы человека, которого ещё даже не обследовали? И, наверное, главное: неужели у докторов не оказалось хотя бы просто капли жалости, чтобы человека с подозрением на туберкулёз не выкидывать холодным утром на улицу (да тем более по просьбе якобы знакомого)?

Мы будем следить за развитием событий.